Для успешного бизнеса надо не только верно для себя выделить рынок, но и найти там то крайне узкое место, которое пока что не занято либо слишком плохо используется малочисленными конкурентами. Смысл подбора рынковой ниши в том, чтобы перевести всю игру непосредственно на свое поле, а затем легко применять все те плюсы, которые любому игроку дает его же поле. Таким образом, ниша это уникальный способ сделать успешный бизнес.
Что такое ниша
Ниша в бизнесе это определенная рыночная часть, где малый уровень конкуренции дает компании возможность добиться больших результатов. Если грамотно подойти к поиску сферы, то у фирмы будет настоящее преимущество перед всеми конкурентами.
Термины рыночной ниши и рыночного сегмента часто путают. Главное отличие заключается в том, что ниша — узкое рыночное место, где вообще отсутствует либо очень снижена борьба конкурентов . А рыночный сегмент — существенная часть всего рынка из какой-то одной сферы. Внутри сегмента осуществляется образование различных ниш. К примеру, рынок молочных продуктов — это сегмент, а молоко и сметана — рыночные ниши.
Разновидности рыночных ниш
Какие бывают разновидности ниш? На сегодняшний день их несколько. Ниши в бизнесе бывают результатом:
- Целевого маркетинга, который ориентирован на стабильную, однако не большую по емкости часть общего рынка, которую большие организации не могут либо не желают полноценно осваивать и где общая конкуренция долгое время слишком низкая.
- Кустового маркетинга — обнаружение рыночной ниши посредством образования круга постоянных клиентов, которых привлекают полным комплектом услуг и товаров, разного назначения, которые данные покупатели могут получить непосредственно в одном месте.
- Появление на рынке конкретной ситуации — какого-то стечения обстоятельств, вызывающих возникновение уникальных потребностей клиентов, которых уже не удовлетворить посредством ранее предлагаемых продуктов.
- Вертикального маркетинга, который направлен на обнаружение вертикальной ниши. Это особый поиск вариантов продажи одного товара вместе с близкими продуктами для разных категорий покупателей.
- Горизонтального маркетинга, который направлен на поиск непосредственно горизонтальной ниши. Этот подход заключается в постоянном расширении выбора продуктов и услуг компании, ориентированных на какой-то один сегмент.
Главные параметры
Ниша в бизнесе на сегодняшний день характеризуется такими факторами:
- Личные запросы небольших категорий клиентов, компания должна предоставить необходимые услуги и товары.
- Формирование на стыке разных рыночных сегментов.
- Малая емкость и стабильность рынка.
- Низкая конкуренция либо ее полное отсутствие.
Наиболее перспективные ниши в бизнесе в РФ
Перспективными нишами в РФ на сегодняшний день являются:
- Мобильные платежи (продукция Apple и PayPal).
- Реализация разнообразных современных гаджетов.
- «Умные вещи», которые легко синхронизируются со смартфоном (часы, телевизоры, кофеварка).
- Область обучения в режиме онлайн (всевозможные курсы и специальные тренинги).
Критерии выбора ниши для бизнеса
Выбор ниши на рынке – это старт любого бизнеса. Кроме того, это фактор, который часто определяет судьбу бизнеса. Стоимость ошибки может быть крайне высокой: потратив много времени, сил и денежных средств на полную раскрутку компании, предприниматели не получают взамен результата, так как неверно выбрали нишу на рынке. То есть, если потребителям не требуется сейчас какой-то продукт, то их нельзя заставить его покупать. Здесь не помогут активные продажи, яркая реклама либо интересный сайт.
В настоящее время верно выбранную нишу можно охарактеризовать следующими ключевыми критериями:
Польза
Рынок в наше время просто переполнен самыми разными продуктами и услугами. У потребителя есть множество возможностей легкого выбора, что ему требуется, и существенной экономии. Однако первый момент приобретает все большую значимость, а стоимость постепенно отходит на второстепенный план. В связи с этим, демпинг – это точно не залог успешного бизнеса, как и так называемые агрессивные стили продаж. Бизнес непременно должен стремиться как можно более полноценно удовлетворять нужды покупателей. Таким образом, польза важнее стоимости.
Профессионализм
Персонал, который принимает участие в продажах и постоянно общается с покупателями должен обязательно прекрасно знать ассортимент и быть полностью готовыми не просто отвечать на самые разные вопросы, но и умело убеждать клиентов в превосходстве собственной продукции. Некомпетентность продавцов может легко произвести слишком негативное впечатление, которое непременно переходит на продаваемую продукцию.
Это же относится к менеджерам и продавцам, а к хозяину компании различные требования даже выше! Управляющий должен знать о собственном товаре или услуге фактически все, и лучше иметь широкие знания в конъюнктуре рынка, товарах конкурентов, потребностях потенциальных покупателей и разнообразных законодательных нормативах.
Дилетантизм главы бизнеса намного более заметно, нежели некомпетентность обычного продавца. В связи с этим, человеку, который планирует создать свой бизнес, надо быть профессионалом хотя бы в той сфере, которая непосредственно относится к выбранному бизнесу. Для решения различных заданий, в которых он не разбирается, надо нанимать профессиональных специалистов. Таким образом, важно себе задать такой вопрос: «В чем именно я наиболее разбираюсь?» – это фактически начальный шаг для подбора ниши для развития будущего успешного бизнеса.
Востребованность
В головном мозгу человека, как это давно известно, есть два полушария. Первое полушарие отвечает за логическое мышление. Второе – за переживание разнообразных эмоций. Таким образом, мотивировать клиента к приобретению продукции можно разными методами: с помощью формирования у него определенных впечатлений или переживаний, либо рационального убеждения.
Второй вариант кажется более эффективным и верным, однако в продажах сегодня он работает, к сожалению, не всегда. Поэтому гораздо чаще создание какого-то модного тренда осуществляется только в сфере человеческих эмоций.
Люди, у которых сейчас активировано именно левое полушарие, намного меньше думают о стоимости продукции и покупают его совсем не из-за его полезных функций, а по каким-то иным соображениям. Престижная либо модная вещь популярна среди покупателей не просто за ее свойства, но и благодаря тому, что она существенно увеличивает общую самооценку и дарит изумительные переживания.
Как найти нишу
Найти нужную нишу на рынке — это крайне важное задание. Ведь это определит деятельность компании на протяжении долгого времени. Чтобы найти оптимальную нишу на рынке потребуется:
- Выполнить анализ рынка, дабы узнать соответствие своих главных преимуществ.
- На базе изучения подобрать вертикальную рынковую нишу, дабы определить собственное место в цепочке от изготовителя до обычного торговца розницей.
- Определиться с местом в так называемой горизонтальной рыночной нише. Организация выбирает ту продукцию, в изготовлении которой сможет получить наибольшие преимущества перед многочисленными другими фирмами.
- Узнать, какие особые умения можно предлагать покупателям. При этом важно использование всех преимуществ.
- Детально изучить различные перемены в законодательстве либо в расстановке разных сил среди всех участников на рынке, с обязательным учетом различных действий региональной власти. Важно определить их общее влияние на компанию и конечных покупателей.
Выбрав определенную нишу, важно оценить вероятный объем продаж продукции за конкретный временной период.
Как можно ошибиться при выборе рынковой ниши
В настоящее время есть пять главных ошибок:
- Нет нужных знаний о выбранной рынковой нише.
- Нет проверки популярности рынковой ниши.
- Ориентирование на свои предпочтения и нужды, а не на потребности потребителей.
- Отказ от детального изучения спроса на предлагаемую продукцию.
- Отсутствие полноценной проверки способности платить определенной ЦА.
Заключение
Поиск определенной ниши для компании даст возможность надолго определить конкретную стратегию развития. Важно тщательно анализировать и постепенно продвигать собственную нишу, так как без постоянного развития шансы на успех будут крайне малы. Важно обязательно предлагать потребителям и заказчикам новые и нужные продукты. Ниши образуются и в различных традиционных сферах, что позволяет создавать новые сегменты рынка.