Валовая маржа
Обязательным условием успешности бизнеса является прибыль. Определённый её размер позволяет собственнику работать дальше. Для этого важно правильно рассчитывать самые важные показатели. Главный среди них — валовая маржа. В чём смысл данного термина, как рассчитывается маржа, почему она важна для определения конкурентоспособности компании, рассмотрим ниже.
Валовая маржа — один из экономических параметров, показывающих, насколько успешен бизнес. Финансовая ситуация в фирме определяется многими параметрами, в т. ч. валовой маржой и прибылью. Суть понятия «маржа» заключается в разнице суммарной выручки фирмы и переменных расходов на изготовление товаров либо предоставление услуг.
Валовая маржа: что это
Данный термин означает суммарный доход от реализации после отнятия всех расходов, которые прямо связаны с изготовлением продукции и оказанием услуг. Этот параметр позволяет определить прибыльность бизнеса при текущих расходах. Иначе говоря, валовая маржа представляет собой чистую выручку компании.
Валовую маржу и торговую наценку нельзя смешивать. Последний параметр указывает на разницу себестоимости товаров/услуг и их окончательной цены. Маржа же показывает суммарную прибыль фирмы согласно результатам реализации после вычета расходов.
Валовая маржа имеет вид процента от суммарной выручки, сохраняемого фирмой после вычета прямых расходов на изготовление товаров и предоставление услуг фирмы. Чем больше % такой маржи, тем более крупную финансовую сумму фирма сохраняет на 1 рубль реализации для несения других затрат и выполнения других обязательств. Валовую маржу относят к расчётным параметрам, т. е. она сама по себе не является показателем финансового положения фирмы либо определённого его аспекта, однако применяется для расчёта многих других параметров. Её отношение к общей сумме выручки, полученной следствие продажи товаров/оказания услуг, имеет название «коэффициент валовой маржи».
Валовую маржу можно рассматривать как долю 1 р. в общей сумме продаж, которую фирма сохраняет в качестве валовой прибыли. К примеру, когда валовая прибыль в последнем квартале составляла 32 процента, это значит, что компания сохранила 0,32 р. на каждом полученном вследствие реализации рубле для трат на расходы коммерческого, общехозяйственного и административного характера, а также на выплаты акционерам. Валовая прибыль сильно варьируется в разных сферах торговли.
Валовая маржа и оборачиваемость запасов находятся в обратной зависимости между собой: чем меньше последний параметр, тем больше первый, и наоборот. Производителям необходимо обеспечивать для себя более высокую валовую маржу, чем торговым компаниям, поскольку продукция первых более длительное время пребывает в процессе производства. Валовую маржу определяет ценовая политика.
Зачем необходимо рассчитывать показатели
Рассчитав валовую маржу, можно узнать, способна ли компания к покрытию своих затрат целиком, используя выручку от реализации. Ещё с помощью данного параметра можно выяснить следующее:
- Правильность использования своих финансов компанией.
- Что получают акционеры, если фирма платит дивиденды от прибыли.
- Конкурентоспособность фирмы.
Валовая маржа: формула
Есть несколько формул определения данного показателя. Наиболее простой можно назвать следующую:
ВМ = выручка от продаж — переменные расходы
Для подсчёта выручки требуется умножение цены товара/услуги на число реализованных единиц. Возможен и расчёт удельной валовой маржи (т. е. на единицу товара/услуги) по такой формуле:
Стоимость товара/услуги — переменные расходы на единицу товара/услуги
Валовая маржа не даёт описания финансового положения фирмы. Для определения последнего рассчитывается коэффициент валовой маржи, выражаемый процентами. Для его вычисления применяется такая формула:
КМД = GP/TR * 100 %.
Здесь:
- КМД — коэффициент маржинального дохода.
- GP — валовая маржа.
- TR — сумма выручки.
Результат вычисления демонстрирует размер прибыли с каждого рубля, вырученного от реализации. В случае, когда доход фирмы за 3 месяца составил 28%, в её бюджете сохранились по 28 коп. с 1 р. после реализации.
Нормой можно считать коэффициент в диапазоне 20…40 процентов. Однако гарантированное конкурентное преимущество обеспечивается при значении более 40. Нужен пересмотр производства, когда результат менее 20.
Пример расчёта
Допустим, фирма N изготовляет окна из пластика. Изготовлено всего 130 окон, а цена 1 окна — 6 300 р. На изготовление данной партии окон было потрачено 235 700 р., которые являются переменными расходами.
Вначале рассчитывается выручка (В):
В = 130 * 6 300 = 819 000 р.
Затем рассчитывается валовая маржа (ВМ):
ВМ = 819 000 — 235 700 = 583 300 р.
Товары, имеющие высокую маржинальность
Товар, имеющий высокую маржинальность, отличается постоянно высоким спросом и незначительным уровнем конкуренции. Однако это товары, которые необходимы потребителям исключительно для особых случаев. По этой причине продавцы часто делают наценки. В эту категорию товаров входят:
- Цветы. Их маржинальность определяется сезоном. На праздники продавцы цветов устанавливают крупные наценки.
- Хэнд-мейд. Такие товары имеют высокий спрос благодаря своей оригинальности. Фактическая цена товара известна исключительно изготовителю предмета ручной работы. Благодаря этому он имеет возможность поднимать стоимость по своему усмотрению.
- Праздничные товары. Сюда относятся свечи для тортов, воздушные шарики, открытки, разные декоративные элементы. На фоне цен в магазинах расходы на производство изделий этой группы очень низкие.
- Бижутерия. Такие украшения пользуются большим спросом, поскольку делаются не из драгоценных материалов и поэтому дешевле, чем ювелирные. Их себестоимость тоже невелика.
Заключение
Валовую маржу можно считать полезным инструментом определения успешности бизнеса. Этот показатель позволяет фирме понять, какой доход она имеет от реализации при текущих расходах на свою работу. Рассчитав коэффициент этой маржи, можно определить место фирмы относительно конкурентов, а также правильность расходования её финансов.