Ассортимент

You are here:
Estimated reading time: < 1 min

С потребительской точки зрения ассортимент — это полный перечень продукции или услуг, которые предлагает тот или иной производитель, торговая точка. Этимология термина связана с французской лексемой «assortiment», которая переводится на русский как «подбор товара». Ассортимент — что это такое с позиции товароведения? Под определением понимается перечень продукции, которая объединяется по определенному признаку. Такое определение дано в государственном стандарте, в котором приводятся термины, применяемые в торговле.

Классификация ассортимента товара

По месту нахождения выделяют промышленный и торговый ассортимент. К первому типу относят продукцию, которая принадлежит к определенной отрасли либо изготавливается конкретным производителем. Например, шоколадная фабрика выпускает 50 наименований различных конфет. Торговый ассортимент продукции объединяет товар от разных производителей, который есть в наличии в конкретном месте продажи.

По широте охвата выделяют ассортимент:

  1. Простой. Товар группируется максимум по 3 признакам, включает малое число разновидностей.
  2. Сложный. Продукцию можно классифицировать по более чем 3 признакам. Ассортимент удовлетворяет потребностям большого количества покупателей.
  3. Марочный. Группа товаров определенного вида разных производителей.
  4. Развернутый. Ассортимент с большим количеством подгрупп, в который входят однородные товары, отличающиеся определенными признаками.
  5. Сопутствующий. Товар является вспомогательным, не считается основной продукцией для магазина.
  6. Смешанный. Продукция различных видов.

Свойства ассортимента

Свойства ассортимента — это качества, актуализирующиеся при формировании и реализации товара, к которым относится:

  • Полнота — количество представленных наименований продукции. Этот показатель может быть фактическим и базовым. Коэффициент полноты определяется по формуле: ПФ/ПБ*100%. Здесь ПФ означает имеющийся перечень продукции, а ПБ — предпочтительный.
  • Широта — количество видов, наименований товаров в группе. Коэффициент определяется соотношением действительного числа классов продукции (тех, что имеются в продаже) к базовому (максимально возможному или предусмотренному нормативными документами).
  • Структура ассортимента — процентное соотношение продукции, выделенной по определенному признаку, к общему количеству товара.
  • Обновляемость — количество новых товаров, которыми пополняется ассортимент.
  • Устойчивость — способность товара удовлетворять существующий спрос.
  • Глубина ассортимента — количество представленных в продаже торговых марок и их модификаций. Коэффициентом свойства является соотношение ГлД/ГлБ, где первая аббревиатура обозначает действительный показатель (ТМ в продаже), вторая — базовый (ТМ, которые представлены на рынке).

Формирование ассортимента продукции

Чтобы управлять ассортиментом, необходимо учитывать требования рациональности. Для этого определяются запросы потребителя, социально-экономические факторы среды, платежеспособность покупателей, проводятся маркетинговые исследования. В связи с полученными данными формируется ассортиментная политика — задачи и направления деятельности в отношении набора товара. Данные понятия разрабатываются руководителями организации.

Формирование ассортимента представляет собой выбор продукции, способной закрыть потребности клиентов. Существует ряд факторов, от которых зависит процесс. К общим относят спрос и рентабельность, к специфическим — специализацию компании, наличие материально-технической базы, используемые методы стимулирования продаж.

Чтобы сформировать ассортимент товара, удовлетворяющий различным запросам широкого круга потребителей, необходимо выполнить следующие действия:

  • выявить потребности покупателей;
  • определить рациональность имеющегося и планируемого ассортимента;
  • изучить конкурентов;
  • найти изготовителей, чья продукция сможет сформировать ассортимент;
  • определить размер средств, необходимых для покупки требуемого товара.

Для формирования ассортимента чаще всего используются такие направления, как расширение, сокращение, углубление, обновление, гармонизация. В товароведении эти понятия относятся к взаимосвязанным и дополняющим друг друга. Рассмотрим их более подробно:

  • Сокращение позволяет уменьшить широту и полноту ассортимента в связи со снижением спроса на определенную продукцию, получением недостаточной прибыли от продажи товара.
  • Расширение направлено на увеличение ассортимента, обусловленное повышением востребованности и рентабельности продукции, желанием фирмы усилить свои позиций на рынке.
  • Углубление предполагает добавление модифицированного товара. Это позволяет уменьшить риски при производстве и реализации новой продукции, при этом удовлетворить возрастающие потребности покупателей.
  • Обновление товарной группы направлено на закрытие меняющихся запросов потребителей. Новая продукция позволяет повысить конкурентоспособность компании, увеличить спроса на товар. Обновление необходимо для того, чтобы формировать ассортимент с учетом актуальных тенденций, научных разработок.
  • Гармонизация предполагает внесение изменений в набор продукции для приближения ассортимента к оптимальному. Это направление особенно актуально для крупных фирм с филиалами в стране и мире.

Правильно сформированный ассортимент — залог высоких продаж, развития бизнеса и увеличения прибыли компании. Необходимо изучить рынок, потребительский спрос, особенности целевой аудитории, ознакомиться с конкурентами. Важно учитывать множество факторов, среди которых сезонность, стоимость и качество продукции, запросы покупателей. При этом только постоянная работа над ассортиментом позволит компании постоянно закрывать потребности потребителей, занимать лидирующие позиции на рынке товаров и услуг.

Views: 156