Учет товаров по их артикулам является важной составляющей процесса делопроизводства в разных отраслях торговли. Без артикула поиск наименований усложняется в разы, в некоторых случаях становится просто невозможным. В торговле данный термин применяется повсеместно. Что такое артикул товара – условное обозначение, которое присваивают определенной единице для ее различения от других в представленном товарном ассортименте. Коды вносятся в каталоги, складские базы.
Магазины и другие организации применяют широкий перечень идентификаторов для маркировки продукции, но одним из основных является именно артикул. Он задействуется внутри компании и при взаимодействии магазина с покупателем. Пример: потенциальный клиент звонит в организацию либо пишет письмо, указывает артикул товара, который хочет заказать, либо уточняет интересующую информацию. Подобный подход, наличие детальных данных по наименованию продукции в базе позволяет срочно получать необходимые сведения (они касаются цены, доставки, наличия).
Действует ряд требований, стандартов, которым должно соответствовать условное обозначение товарной единицы. Артикул товара включает все основные характеристики по позиции, а именно:
То есть артикул – это набор символьных знаков, в котором кодируются данные об определенном товаре. В каждой компании задействуются целые наборы кодов для товарного ассортимента. Это позволяет организации не «терять» позиции и вести учет сразу по всем.
Код товара состоит из букв, цифр, различных сокращений, прочих знаков. Артикулы заносят в товарные базы, накладные, на сайты, которые реализуют товар, в договора и на этикетки. Ранее базы товаров были довольно скромными, как сейчас, коды делали простыми, обычно они состояли только из цифр. Сейчас ассортимент стал намного шире, артикулы стали более сложными. В код включают классы товара, главные параметры в виде букв, цифр. Кстати, артикулы создаются не только для физически осязаемой продукции, но и для обозначения сервисов, ценностей нематериального характера. Такие коды еще известны как виртуальные.
Чтобы сделать артикул, нужно присвоить знаки всем товарам по каждому параметру. Символы артикула получают обозначения с учетом параметра, для маркировки которого используются. Примеры:
Кстати, несмотря на все плюсы буквенных маркировок для пользователей, онлайн-магазины используют преимущественно цифровые артикулы. Готовые коды привязывают к системам бухгалтерского учета через складские, товарные базы. Самая популярная программа – 1С. Найти товар по артикулу можно будет только после присвоения ему того или иного значения. Когда у компании есть оффлайновые и онлайновые продажи, присвоение артикулов осуществляется после синхронизации. При отсутствии базы оффлайн ритейлинговый оператор сможет придумать артикул и сразу же добавить его в базу для отображения в каталоге около нужного товара. Когда ассортимент очень широкий, артикулы генерируют по алгоритмам.
Чтобы вести поиск вещи по артикулу без проблем, нужно правильно внести информацию в базу. При создании кодов избегайте тех цифр и букв, которые в теории могут привести к путанице. По этой причине кириллицу применять крайне не рекомендовано. Артикулы в идеале должны быть понятны для покупателей их любых стран.
Нули в кодах не используйте – их легко перепутать с буквой «О». Откажитесь от знаков вроде дефисов, пробелов, редких обозначений вроде @ и #. Если будете составлять артикулы в Excel, обязательно используйте буквы – иначе формат документа может перевести цифры в дату, и часть знаков потеряется. Потом понять, где и что не так, будет сложно.
Сначала вы можете применять артикулы от поставщиков, просто добавляя к ним дополнительные знаки. Но постоянно так делать не лучший вариант, поскольку придется подстраивать базу с артикулами по одного поставщика. Более грамотный, универсальный подход – интеграция номенклатур товаров от различных поставщиков таким образом, чтобы покупателям и менеджерам было удобно использовать коды.
Решите, какие именно сведения должны быть в коде, уберите всю лишнюю информацию. Главная функция артикула – это выполнять роль идентификатора для поиска уникального продукта. В коде должны быть все основные сведения, но без лишних деталей. Пример – для продуктов, которые быстро портятся, год выпуска не важен, указывать его не нужно. Подобные детали только занимают место. Если считаете необходимым указать их, пропишите соответствующую информацию в товарном описании.
Делайте ставку на универсальность. Один шаблон кодов для всего перечня номенклатуры – это оптимальный вариант. При этом шаблон должен учитывать индивидуальные форматы товаров разных типов. Не используйте маркировку вместе с артикулом.
Обозначения должны быть логичными и последовательными. Например, если в продаже есть техника, используйте в каждом коде букву «Е» (электроника), для телевизоров в начале прописывайте «Т» и так далее (это просто примеры).
В учете должен быть порядок. Если текущая модель ведения бизнеса в организации позволяет, предусмотрите открытую публикацию всех артикулов на сайте. Сделайте учет простым, понятным для работников, контрагентов. Да, на начальном этапе придется потратить время и силы, но потом усилия окупятся.
Артикулы нужны покупателям и самому магазину для ведения учета. В кодах содержатся основные актуальные сведения о товаре. Важно следить за изменениями в правилах игр оптовых, розничных рынков, сегмента электронной коммерции. Нужно создать понятную для клиентов, работников систему по быстрой идентификации товаров. Это повысит качество обслуживания, позволит сэкономить на возможных издержках.