Артикул товара

Другое

Учет товаров по их артикулам является важной составляющей процесса делопроизводства в разных отраслях торговли. Без артикула поиск наименований усложняется в разы, в некоторых случаях становится просто невозможным. В торговле данный термин применяется повсеместно. Что такое артикул товара – условное обозначение, которое присваивают определенной единице для ее различения от других в представленном товарном ассортименте. Коды вносятся в каталоги, складские базы.

Товарные артикулы в современной торговле

Магазины и другие организации применяют широкий перечень идентификаторов для маркировки продукции, но одним из основных является именно артикул. Он задействуется внутри компании и при взаимодействии магазина с покупателем. Пример: потенциальный клиент звонит в организацию либо пишет письмо, указывает артикул товара, который хочет заказать, либо уточняет интересующую информацию. Подобный подход, наличие детальных данных по наименованию продукции в базе позволяет срочно получать необходимые сведения (они касаются цены, доставки, наличия).

Каким должен быть артикул?

Действует ряд требований, стандартов, которым должно соответствовать условное обозначение товарной единицы. Артикул товара включает все основные характеристики по позиции, а именно:

  • оттенок;
  • страну-производителя;
  • актуальный размер;
  • модель;
  • дату производства.

То есть артикул – это набор символьных знаков, в котором кодируются данные об определенном товаре. В каждой компании задействуются целые наборы кодов для товарного ассортимента. Это позволяет организации не «терять» позиции и вести учет сразу по всем.

Код товара состоит из букв, цифр, различных сокращений, прочих знаков. Артикулы заносят в товарные базы, накладные, на сайты, которые реализуют товар, в договора и на этикетки. Ранее базы товаров были довольно скромными, как сейчас, коды делали простыми, обычно они состояли только из цифр. Сейчас ассортимент стал намного шире, артикулы стали более сложными. В код включают классы товара, главные параметры в виде букв, цифр. Кстати, артикулы создаются не только для физически осязаемой продукции, но и для обозначения сервисов, ценностей нематериального характера. Такие коды еще известны как виртуальные.

Как сделать артикул

Чтобы сделать артикул, нужно присвоить знаки всем товарам по каждому параметру. Символы артикула получают обозначения с учетом параметра, для маркировки которого используются. Примеры:

  • Коды или буквы для бренда.
  • ИСО-коды для обозначения стран.
  • Одна цифра на цвет.
  • Материалы – отдельный знак.

Кстати, несмотря на все плюсы буквенных маркировок для пользователей, онлайн-магазины используют преимущественно цифровые артикулы. Готовые коды привязывают к системам бухгалтерского учета через складские, товарные базы. Самая популярная программа – 1С. Найти товар по артикулу можно будет только после присвоения ему того или иного значения. Когда у компании есть оффлайновые и онлайновые продажи, присвоение артикулов осуществляется после синхронизации. При отсутствии базы оффлайн ритейлинговый оператор сможет придумать артикул и сразу же добавить его в базу для отображения в каталоге около нужного товара. Когда ассортимент очень широкий, артикулы генерируют по алгоритмам.

Правила написания цифр и букв

Чтобы вести поиск вещи по артикулу без проблем, нужно правильно внести информацию в базу. При создании кодов избегайте тех цифр и букв, которые в теории могут привести к путанице. По этой причине кириллицу применять крайне не рекомендовано. Артикулы в идеале должны быть понятны для покупателей их любых стран.

Нули в кодах не используйте – их легко перепутать с буквой «О». Откажитесь от знаков вроде дефисов, пробелов, редких обозначений вроде @ и #. Если будете составлять артикулы в Excel, обязательно используйте буквы – иначе формат документа может перевести цифры в дату, и часть знаков потеряется. Потом понять, где и что не так, будет сложно.

Важные моменты для артикулов поставщиков

Сначала вы можете применять артикулы от поставщиков, просто добавляя к ним дополнительные знаки. Но постоянно так делать не лучший вариант, поскольку придется подстраивать базу с артикулами по одного поставщика. Более грамотный, универсальный подход – интеграция номенклатур товаров от различных поставщиков таким образом, чтобы покупателям и менеджерам было удобно использовать коды.

Стремитесь к простоте

Решите, какие именно сведения должны быть в коде, уберите всю лишнюю информацию. Главная функция артикула – это выполнять роль идентификатора для поиска уникального продукта. В коде должны быть все основные сведения, но без лишних деталей. Пример – для продуктов, которые быстро портятся, год выпуска не важен, указывать его не нужно. Подобные детали только занимают место. Если считаете необходимым указать их, пропишите соответствующую информацию в товарном описании.

Делайте ставку на универсальность. Один шаблон кодов для всего перечня номенклатуры – это оптимальный вариант. При этом шаблон должен учитывать индивидуальные форматы товаров разных типов. Не используйте маркировку вместе с артикулом.

Обозначения должны быть логичными и последовательными. Например, если в продаже есть техника, используйте в каждом коде букву «Е» (электроника), для телевизоров в начале прописывайте «Т» и так далее (это просто примеры).

Поддерживайте порядок

В учете должен быть порядок. Если текущая модель ведения бизнеса в организации позволяет, предусмотрите открытую публикацию всех артикулов на сайте. Сделайте учет простым, понятным для работников, контрагентов. Да, на начальном этапе придется потратить время и силы, но потом усилия окупятся.

Итоги

Артикулы нужны покупателям и самому магазину для ведения учета. В кодах содержатся основные актуальные сведения о товаре. Важно следить за изменениями в правилах игр оптовых, розничных рынков, сегмента электронной коммерции. Нужно создать понятную для клиентов, работников систему по быстрой идентификации товаров. Это повысит качество обслуживания, позволит сэкономить на возможных издержках.

Рекомендуемые новости
Годы новых возможностей
Триггеры никуда не делись
Пересобрать себя
Последнее видео
Не успел или не хотел? Наши приоритеты #продуктивность #таймменеджмент #бизнес #бизнесидеи
Узнайте о бизнес-терминах в нашем глоссарии
Подписывайся на нас
в Telegram и Youtube
Теперь с НДС