Если ты не можешь остановить пьянку — возглавь ее.
На что человек фокусирует внимание, то и растет. В 10 классе мы 4 раза в неделю ходили на турнички с одноклассниками. Денег на спортзал не было. Было модно носить с собой блокнот или тетрадку и каждый раз записывать, сколько раз ты отжался на брусьях или подтянулся. Сделать сегодня больше, чем вчера, хотя бы на один раз — было личным челледжем каждого.
Если обсуждать и фокусировать свое внимание на негативе его станет гораздо больше. Это повлияет на личную продуктивность, и команда будет считывать с вас кисложопие. Первый шаг собственника — заметить опасность и объявить команде, что он в курсе происходящего. Второй — разработать план. Третий — действовать. Прикольчики, мемчки в соцсетях, фотографии с гречкой становятся рубцами на эмоциональном состоянии. Чем их больше — тем труднее оставаться продуктивным. Глупо покупать валюту, когда она взлетела в цене. Если люди вокруг 80% времени говорят о кризисе, в мире рождается вакуум хороших новостей. Каждый, кто будет излучать позитив в трудные времена, становится местом рядом с открытой форточкой в переполненном вагоне метро.
Первый шаг собственника — заметить опасность и объявить команде, что он в курсе происходящего.
Второй — разработать план.
Третий — действовать.
Перестаньте потреблять новости, начните создавать их. Выгодно стать островком уверенности и твердости. Такая позиция начинает притягивать к себе людей. Вашу команду дома атакуют родственники, Яндекс.Новости, объявления в подъездах о вирусе. Потом они звонят клиентам из листа ожидания. 2 месяца проработки базы закончились кладбищем лидов. Все наработки превратились в трупы, никто не готов покупать. И теперь они приходят к вам на планерку и видят босса, обмотанного туалетной бумагой, карманы засыпаны гречкой, а в рюкзаке макароны. Не стоит ждать больших продаж.
Это естественная реакция — поддаться влиянию толпы. Давайте подумаем, что мы сейчас хотим защитить? Первое — это себя, второе — семью и близких. Третье — команду и бизнес. Для защиты нужны ресурсы. Но их распределение начинается в обратную сторону. Поэтому, если вы хотите защитить себя и близких — прямо сейчас начните защищать своих клиентов. Как вы можете о них позаботиться? Как помочь? Что сделать бесплатно?
Команде и клиентам нужно транслировать уверенность. Измените вопрос: «Что же нам делать?», — в вопрос: «Как я могу им помочь?».
Кто вместе проходит сложные времена — потом долго будет вместе. Пример — сослуживцы. Кто прошел горячие точки и в мирное время поддерживает контакты. Если вы сейчас поможете своим клиентам пережить все это, то их LTV будет в 3-4 раза больше обычного.
Кризис закончится. Вы позвоните: «Сергей Петрович, ну как вы там? Новую поставку делаем?». А у Сергей Петровича только что упало коммерческое предложение от ваших конкурентов. Как вы думаете, кого он выберет? Бизнес — это отношения. Трудные времена — лучшая возможность их построить.
Но будьте осторожны. Опускать цены — это тупиковое решение. Всегда будет кто-то дешевле. Вы продаете за 300к, найдутся и те, кто по 150к. Поставите 150к — будут те, кто за 60к. Поставите 60к — найдете за 9к. И так далее. Думайте не о цене, а о ценности, которую можете дать. Началась проверка вашей предпринимательской жилы — находить возможности там, где другие их не видят.
Я говорю не о бизнесе на крови, когда в войну продавали хлеб за бриллианты. Да, люди покупали. Но счастье на чужом горе не построить. Это позорище — продавать защитные маски по 1000 руб за 5 штук. Потребности, спрос никуда не делись. Изменился лишь способ их удовлетворения. Какую ценность может сейчас дать ваш бизнес, чтобы люди бежали и умоляли забрать их деньги?