Бизнес может описывать воронки любым, удобным для себя образом. Достаточно соблюдать базовые принципы, и первый из них: сколько целевых аудиторий — столько воронок.
Нельзя вести оптовых и розничных клиентов по одной воронке. Важно разделить их внутри CRM, чтобы лиды не перемешивались. То же относится к премиум и массовому сегменту, товарам и услугам (исключение — когда их покупают вместе), дилерам и франчайзи.
Например, я продаю курсы и книги по разным воронкам. Потому что закрыть на обучение — намного тяжелее и дольше из-за большего количества возражений, цены, сложности продукта. А продажа книги — это минимум стресса и вопросов от клиента, быстрая оплата.
Стоит разделять воронки еще и потому, что, чем дороже и сложнее продукт — тем длиннее путь. В каких-то случаях для сделки достаточно поговорить с клиентом пять минут, а в других приходится устраивать несколько созвонов и встреч. Если вы сделаете из одной воронки две или три, менеджерам станет намного легче жить, потому что каждый клиент будет находиться на своем месте.