Показатель отказов — что это такое, как правильно его считать и какую роль он играет в продвижении ресурса? Эти вопросы нередко задают начинающие специалисты, да и профессионалам с опытом также не помешает освежить свои знания, поэтому приготовьтесь читать!
Показатель отказов или bounce rate – это процент от общего числа посещений, во время которых было выполнено не больше одного просмотра страницы. По сути это один из главных поведенческих факторов, который позволяет понять, насколько ваш сайт соответствует ожиданиям пользователей.
На деле все очень просто! Ежедневно веб-ресурс посещает огромное количество пользователей. При этом каждый из них ведет себя абсолютно по-разному. Кто-то находит интересующую его информацию, кто-то – нет, одни зашли совершенно случайно, а другие вышли потому, что им что-то не понравилось. Из этого числа людей и высчитывается показатель отказов.
Показатель отказов является одним из тех критериев, который позволяет оценить эффективность работы всего сайта в целом и популярности каждой страницы. Именно по этой причине уровень bounce rate так важен для интернет-маркетологов, создателей веб-ресурсов, рекламодателей и других специалистов.
Помимо всего прочего показатель отказов играет большую роль в процессе ранжирования сайта – Google и Яндекс обязательно учитывают этот критерий во время оценки релевантности страницы. Проанализировав поведение пользователей на сайтах, алгоритмы поисковых систем определяют соответствие ресурса запросам и интересам пользователей и размещают его на определенной позиции в выдаче.
Многие не до конца понимают разницу между этими явлениями. Объясним все на примере. Если человек зашел на ваш ресурс, просмотрел одну страницу и вышел – это отказ. Если он провел на сайте хотя бы несколько секунд, успел перейти на другую страницу и только потом ушел – это выход.
Показатель отказов сайта измеряет специальная система аналитики. Причем у каждой поисковой системы она своя, поэтому ее показатели и принцип работы могут сильно отличаться. Так, Яндекс.Метрика засчитывает только те сеансы, длительность которых составляет меньше 15 секунд. При этом она не обращает внимания на события, не связанные с поведением пользователя (например, на недостаточно быстрый ответ от сервера).
Google Analytics не учитывает время, проведенное на сайте. Здесь отказом считается закрытие вкладки с сайтом после просмотра одной страницы.
Конечно, всем не угодишь, поэтому отказы будут даже у крупных и известных веб-ресурсов. Да и норма в этом вопросе является понятием относительным. В связи с этим владелец сайта должен сам выбрать модель поведения – он может либо слепо руководствоваться данными Яндекса и Гугла, либо интерпретировать полученные результаты с учетом своего бизнеса, целевой аудитории, общего числа страниц, технической составляющей, особенностей предложений и т. д.
Усредненные данные выглядят так:
Чтобы правильно определить, к какой именно категории вы относитесь, учитывайте не только специфику сайта, но и результат (доход), который он вам приносит. Окончательные выводы можно делать только на основе всех возможных данных.
Высокий уровень отказов значительно замедляет поисковое продвижение веб-ресурса, поэтому нужно не только выяснить причину такого поведения пользователей, но и устранить ее.
Что же может привести к повышению отказов:
Хороший веб-мастер с легкостью устранит любой из этих факторов. Но нужно отметить, что у высокого показателя отказов могут быть и более «глубокие корни» — например, неудобный интерфейс или низкокачественный и неактуальный контент. В этом случае придется полностью пересмотреть наполнение сайта и внести в него все недостающие элементы. Скорее всего, вам понадобится помощью веб-дизайнера, копирайтера, интернет-менеджера и других узкопрофильных специалистов.
А бывает и по-другому. Если уровень bounce rate поднимается внезапно без очевидных причин, это может не зависеть от работы или качества ресурса. Возможно, пользователь просто отвлекся или у него завис компьютер.
Во время работы над уровнем bounce rate стоит стремиться к нулю, ведь всегда есть, что улучшить. Главное – понять причины и отталкиваться именно от них. Помимо всего прочего вам придется проанализировать и другие данные, собранные системами веб-аналитики.
Так, если высокий процент отказов наблюдается только на отдельных страницах, попробуйте улучшить их качество и проверьте результат. Проблема заключается в трафике, поступающем из конкретного канала (органический поиск, социальные сети и пр.)? Измените подход к проведению рекламных кампаний и лучше сегментируйте целевую аудиторию! Если речь идет об одностраничном ресурсе, не зацикливайтесь на высоких показателях отказа – для него это нормально. Направьте свои силы на то, чтобы как можно лучше отследить конверсии пользователей и изучить тепловую карту кликов. Так вы точно не спутаете отказ с эффективным посещением.
Что стоит сделать еще:
Теперь вы знаете, что значит показатель отказов и как приблизить его к идеалу. Напоследок отметим, что при работе с этим критерием нужно прежде всего учитывать потребности и интересы пользователей. Не забывайте о том, что вы создавали сайт не для себя, а для того человека, который зашел на него решить свою проблему. Помогите ему в этом. Будьте удобными, доступными и понятными для всех.