Модель анализа бизнеса «5 сил Портера»

Другое
Опубликовано: 06.10.2021

Это основной аналитический инструмент, определяющий уровень угроз для бизнеса, исходящих от конкурентов. Почему модель важна, продемонстрирует анализ 5 сил портера пример которого показывает, насколько грамотно необходимо бороться за внимание к своей продукции. Любая ошибка может привести к провалу.

Определение 5 сил Портера

Методика пять конкурентных сил Портера используется как универсальный инструмент, помогающий исследовать позиции бизнеса по критериям коммерческой преуспеваемости в условиях конкуренции. Матрица Портера изобретена в 1979 году американским экономистом и названа на его честь.

Исследователь выделил пять стандартных факторов, которые стабильно сопровождают бизнес в любой деятельности. Используя базовые данные, автор описал процесс зарождения конкурентных преимуществ, способы сохранения прибыли и удержания лидерства.

Значимость модели Портера

Чем больший отрыв от конкурентов, тем прибыльное дело, легче продвижение товаров или услуг. Модель Майкла Портера шаблон используется для выполнения следующих действий:

  • изучение проблем, препятствующих развитию;
  • прогнозирование уровня конкуренции;
  • стратегического конструирования.

Преимущества и недостатки анализа по Портеру

Модель позволяет:

  • предусмотреть опасности;
  • оценить эффективность бизнеса;
  • создавать проекты на перспективу.

Среди недостатков силы Портера модель необходимо отметить, что результат прогнозирования ориентирован на отдаленную перспективу, что мешает найти первостепенные решения.

Описание стратегии 5 сил

Эти влияющие на бизнес факторы считаются внешними. Анализ по Портеру применяется для исследования деятельности малого бизнеса. Крупные компании менее подвержены влиянию внешнего противодействия. Но это не исключает универсальности метода.

Покупатели или потребители.

От них напрямую зависит прибыль компаний. Все производители соперничают за своего клиента путем создания требуемого качества, уровня сервиса, доступных цен.

Поставщики

Управляют производственными ресурсами. Конкуренция в этой среде зависит от стоимости сырья. Задача поставщиков – сократить издержки.

Действующие конкуренты

Главная цель – удерживаться на рынке. Их количество сохраняется или увеличивается, если рынок продукции развивается низкими темпами, объемы продаж равномерно распределены между субъектами, выход из отрасли приводит к перенасыщению производственных возможностей.

Новые конкуренты

Запускают новые технологии, разрушают установившееся равновесие, влияют на покупательскую аудиторию, задают новые тренды.

Факторы, регулирующие условия входа на рынок:

  • Количество. При высоких показателях затраты производства снижаются. Новым игрокам сложно развернуть крупное производство.
  • Ассортимент. Создает сложности новым игрокам, которым сложно выделиться.
  • Стартовый потенциал. Необходим для приобретения оборудования, аренды помещений, закупки сырья, организации рабочего коллектива.
  • Текущие расходы. Чем они больше, тем сложнее на начальном этапе выйти на прибыль.
  • Товары-заменители. Имеют определенный лимит качества, который сдерживает развитие рынка. Возможна потеря покупателя, который выберет товар лучшего качества, либо дешевле.

Анализ пяти сил по Портеру

Бывает быстрым или углубленным. В первом случае предоставляется общий план исследования, во втором варианте позиции бизнеса среди конкурентов рассматриваются в закономерной очередности.

Последовательность исследования:

  • Оценка продукта и его выживаемости на примере отрасли. Изучаются возможные проблемы со стороны аналогичных производителей и новых участников рынка. Принимаются во внимание товары-субституты.
  • Изучение зависимости товара от покупательских настроений. Рассматривается склонность потребителей компенсировать свои потребности товарами-заменителями. Прогнозируется реакция на изменение цен, изучаются запросы по качеству.
  • Оценка рисков, исходящих от поставщиков. Важен анализ надежности поставок и стабильности ценовой политики.
  • Аккумулирование результатов и выработка последующей стратегии на основе данных проделанного анализа.

Экспресс-анализ

Выполняется в табличном формате. Для каждого элемента модели предусмотрены специальные графы, которые размещены в столбик. Горизонтальная строка содержит названия рассматриваемых оценочных критериев:

  • уровень значимости проблемы;
  • силы противодействия;
  • варианты решения.

Для получения итогового результата добавляется еще одна графа. В ней содержится показатель выраженности проблемы, силы влияния, возможности отражать угрозы. Расчет выполняется по десятибалльной шкале.

Полный анализ

Помогает установить критерии по каждому действующему элементу. Пример анализа основывается на трех категориях оценивания, где слабая степень равна 1 баллу, средняя – 2, высокая – 3 баллам.

Символом «+» в таблице обозначают соответствующие актуальному статусу параметры. В полученной таблице размещается описание каждой реально действующей силы, острота угроз, моделируются взаимосвязанные ситуации. На следующем этапе описывается перечень предпринимаемых действий, с помощью которых возможно решение проблемы или сохранение стабильности в допустимых пределах.

Оценка результата

С помощью модели пяти сил возможно не только краткое очертание проблемы, но и определение направлений для создания будущих стратегий. Например, когда товары-субституты не создают угроз, благодаря уникальности продукции производителя, выбирается путь развития и совершенствования. Если существует вероятность появления новых участников рынка, ситуацию необходимо постоянно мониторить, чтобы знать возможности конкурентов и не пропустить нововведения в этой нише.

Стратегии успеха по модели Портера

Смысл аналитической работы по матрице направлен на создание успешных стратегий. Они основываются на конкурентных преимуществах товаров бренда. Таких стратегий три, их универсальность позволяет применение в любых сферах деятельности любых компаний:

  • Управление затратами. Стратегия помогает сохранять и наращивать прибыль за счет уменьшения производственных расходов, увеличения количества товаров на рынке.
  • Уникальность бренда. Продукция выразительно отличаться от изделий конкурентов. Это увеличит привлекательность товара.
  • Фокусирование. Для продвижения товара лучше выбирать узкие направления. Это поможет обойти конкуренцию. За счет выигранного времени и выручки предоставляется возможность развивать проект.

Заключение

Рассматриваемая методика – уникальный аналитический инструмент, помогающий разработать бизнес-стратегию на многолетнюю перспективу. Если спрогнозированы риски, которые могут исходить от конкурентов, значительно легче обойти проблемы и выбрать удобный и менее рискованный способ развития деятельности.

Рекомендуемые новости
Годы новых возможностей
Триггеры никуда не делись
Пересобрать себя
Последнее видео
От убытков и кредитов до миллиона рублей в месяц / Как понять, что мешает бизнесу?!
Узнайте о бизнес-терминах в нашем глоссарии
Подписывайся на нас
в Telegram и Youtube
Теперь с НДС