Customer experience — что это такое? Данное словосочетание переводится как «клиентский опыт» и является общим знаменателем, охватывающим все взаимодействия бренда с клиентами. Как правило, началом такого опыта со стороны потребителя становится знакомство с компанией, её обнаружение. Потом начинаются собственно взаимодействия в форме заказа, оплаты, потребления товара/услуги, поддержки компании. Каждый из перечисленных этапов подразумевает плотный контакт клиента с фирмой и получение им своего уникального опыта из этого.
Факторы клиентского опыта:
Фирма, знающая, как правильно работать с ожиданиями и эмоциями клиентов, без труда повышает удовлетворённость клиентов и снижает их отток.
Нередко проблемы, связанные с отношением к фирме со стороны её клиентов, не замечают сами представители этой фирмы. Либо же её руководители не считают их столь очевидными, чтобы тратиться на их решение. Обнаружение таких проблем — специализация профессионалов в области Customer Experience. Такие сотрудники занимаются изучением фирмы снаружи, выявляя нестыковки, препятствующие повышению лояльности к ней со стороны покупателей и заказчиков.
Каждая такая нестыковка является барьером, мешающим потребителю сделать выбор в пользу конкретной фирмы среди рыночных конкурентов. Подобный барьер ухудшает впечатление клиента от взаимодействия с компанией, из-за чего клиент не рекомендует её знакомым, коллегам, родственникам.
Вышеупомянутые специалисты используют особые инструменты, чтобы выявлять подобные препятствия. Они мониторят репутацию фирмы в интернете и оффлайн, осуществляют тестовые заказы её продукции, берут интервью у сотрудников и др. Изучение клиентского опыта позволяет таким специалистам улучшить любой бизнес. С этой целью они проводят разные тренинги для сотрудников и руководства.
Выделяют 2 элемента клиентского опыта — потребительский опыт и качество сервиса. 1-я составляющая принадлежит к сфере взаимодействий клиентов и продукции, 2-я — к клиентской поддержке, сервису.
Customer experience представляет собой стратегию, позволяющую улучшать впечатление клиента на каждом этапе его взаимодействия с фирмой. Необходимо ли управление опытом потребителей? В пользу его необходимости свидетельствуют статистические данные:
Анализ клиентского опыта и управление им возможны с использованием 3-х параметров:
При сравнении 3-х параметров становится видной актуальная ситуация с впечатлениями клиентов о фирме, обнаруживаются плюсы и минусы обслуживания.
Перед анализом алгоритма управления нужно знать, кто в конкретной фирме является ответственным за клиентский опыт. Таковым иногда бывает один конкретный специалист, к примеру, ТОП-менеджер либо работник какого-либо отдела. Однако для существенного увеличения клиентской удовлетворённости лучше, если каждый отдел и каждый сотрудник будут применять инструменты клиентского опыта.
Управление клиентским опытом могут осуществлять такие отделы фирмы:
Успешные фирмы задействуют каждого своего сотрудника для управления клиентским опытом. Сейчас данный подход никак нельзя назвать «блажью» руководителей. Это — обязательное условие рентабельности компании.