БКГ матрицу применяют для анализа товарного рыночного предложения. Полученные результаты помогут выбрать стратегию для продвижения организации в будущем. Инструмент эффективный, будет надежным помощников в работе любого экономиста. Матрица БКГ – что это такое, как ее использовать? Читайте в обзоре.
БКГ матрица представляет собой особую программу, которая разрабатывалась в целях анализа стратегий, осуществления планирования систем продвижения продуктов. Ее в 70-х годах прошлого века создал Б. Хендерсон – известный делец из Америки. Целью внедрения матрицы было упрощение текущих бизнес-процессов организации – Бостонской консалтинговой группы.
Инструмент имеет вид графиков с полями. Графики делятся на набор из четырех секторов. Названия яркие, оригинальные и запоминаются – это коровы дойные, трудные дети, собаки, звезды. Само поле располагается сразу на паре осей – вертикальной (демонстрирует рыночный рост) и горизонтальной (показывает относительные доли рынков). В каждом секторе прямоугольной формы (непосредственно внутри) располагается окружность. Ее радиус показывает объемы продаж.
Выстраивая матрицу, вы сможете отследить степень успешности отдельно взятых товарных групп. Матрицы можно использовать в разных экономических отраслях. Это действенные инструменты анализа убытков, прибыли.
Плюсы инструмента:
Минусы тоже есть. Первый – единичные критерии. Единственный реальный фактор, который определяет порядок анализа ситуации, это темпы рыночного роста. Второй момент – полное отсутствие подсказок, указаний. В модели подсказки по дальнейшим шагам отсутствуют в принципе. Есть риски получения неоднозначных выводов. Например, падение рыночной доли далеко не всегда говорит о завершении товарного цикла.
Матрица Бостонской консалтинговой группы предполагает использование трех ключевых параметров для осуществления углубленного анализа. К ним относят объемы продаж, темпы развития и относительные доли рынка.
Относительная доля рынка формула:
рыночная относительная доля равна соотношению той рыночной части, которая принадлежит определенному виду товаров, к части рынка самого сильного бренда конкурента – D=dt/dk.
Темп роста формула пример:
объемы рынка в рассматриваемом периоде сравнивают с аналогичным показателем за прошедший временной период – Тр = V1 – V0/V0 * t/12 + 1.
Если прирост составил 10% и более, все в порядке. На матрице графика параметр указывается как вертикально расположенная ось.
Для расчета объемов продаж используют данные из внутренней документации организации. Показатель на графике имеет вид окружности. Чем больше продажи, тем крупнее радиус.
Когда пара осей будет очерчена, можно переходить к разбору секторов. Каждый сектор отвечает за определенный тип.
Успешные позиции с отличной динамикой роста, высокими показателями продаж. Эти игроки забирают почти все деньги, инвестиции. Долго в данной категории объекты находиться не могут, со временем они мигрируют в сектор «коров» (о нем далее).
Речь об объектах, которые функционируют в условиях стремительного роста, развития, но доли продаж им принадлежат минимальные. Чтобы повысить прибыль, нужны инвестиции. В группу входят в основном новые товарные группы и те позиции, которые буквально недавно были внедрены на рынок.
Лидирующие имена. Объекты функционируют на максимальном уровне предложения. Показатели фиксируются на момент пика развития, роста при этом не наблюдается. Компаниям принадлежит значительная рыночная доля.
Товары без перспектив выхода на хороший уровень даже при условии раскрутки, инвестирования. Прибыль низкая, продажи скромные.
Матрица BCG будет работать на благо компании только в том случае, если с умом выбрать стратегию и придерживаться ее. Рассмотрим возможные варианты.
Стратегия направлена на превращение трудных деток в звезд, рост продаж. Для решения задачи нужно будет расширить сегмент реализации, привлечь дополнительные каналы, запустить эффективную рекламную кампанию.
Речь о сохранении стабильного положения на рынке, фиксирования в звездной категории. С течением времени звезды обычно превращаются в коров, для минимизации рисков этого нужно стабилизировать текущие результаты. Осуществляют дополнительные инвестиции, продукт совершенствуется, дорабатывается, корректируются маркетинговые планы.
Если снижение прибыли прогрессирует, коровы скоро начнут терять позиции, нужно попробовать получить из них максимальный доход. В этом помогут дополнительные опции сбыта по минимальным ценам.
Вариант для собак. Те товарные позиции, которые ничего не дают, их производство убыточно, нужно убирать или как минимум снижать объемы инвестирования в них.
Когда анализ графика будет завершен, категории балансируют. Это способствует получению дополнительной прибыли за счет роста продаж. Норма, если в топе находятся коровы со звездами, поскольку доля капитала от них максимальная. Трудные дети тоже могут присутствовать с перспективой на замещение и рост. Собак в сбалансированном портфеле нет.
Построение матрицы БКГ в данном графическом редакторе позволит быстро визуализировать данные, выполнить детальный точный анализ. Для начала следует создать табличку с названиями товара, после указать объемы продаж за последние периоды и ключевые показатели наиболее известного и успешного отраслевого конкурента.
Обязательно вносите в таблицу значения по относительным рыночным долям, темпам прироста. Используйте формулы, которые мы упоминали ранее. В икселе для этого предусмотрена строка подсчетов.
Для разбивки графиков на отдельные сектора нужно будет скорректировать осевые настройки. Кликните по оси, укажите форматы. Заполните все пустые поля. В итоге звезды должны стараться удерживать лидерские позиции, коровы выжимать максимальную пользу до начала падения продаж. Трудных детей инвестируют и проталкивают в звезды, собак убирают с рынка.
Матрица БКГ – удобный, надежный метод для анализа продаж на рынке, разработки эффективных стратегий развития. Доходы и прибыль делятся по категориям.