За последние десятилетия интернет настолько прочно вошел в наш быт, что без него не обходится ни одна сфера человеческой жизнедеятельности. С помощью всемирной сети мы не только знакомимся, заказываем доставку, бронируем билеты, но и покупаем разные товары. В связи с этим возникает закономерный вопрос: «Онлайн ритейл – что это такое, и какими особенностями обладает данное явление?».
Электронный ритейлер – это розничная продажа товаров через интернет. По своей сути он ничем не отличается от обычных рынков или магазинов: клиент может найти нужный товар, рассмотреть его со всех сторон с помощью подробных фото или видео, выбрать размер, цвет и форму. Исходя из этого, ритейлером принято считать любую компанию, занятую в данной сфере. Это может быть как небольшой интернет-магазин, так и крупная международная онлайн-платформа.
Современный e-retail можно разделить на 4 категории:
Кроме различных товаров в понятие ритейла входят и услуги. В большинстве классификаций вы их, правда, не увидите, но фактически они к нему также относятся. Взять хотя бы тех же мастеров маникюра, операторов сотовой связи, онлайн-школы, строительные компании – все они предоставляют услуги конечному потребителю.
В России в ТОП-3 лучших интернет-ритейлеров входят Wildberries, Ситилинк и Озон.
Ритейл имеет простой принцип работы, основанный на перепродаже товаров конечному потребителю с определенной наценкой. Цепочка пути заказа к покупателю выстраивается следующим образом. Производитель изготавливает какой-то товар и реализует его крупным дистрибьюторам и оптовым покупателям с наценкой в 10%. Те в свою очередь поставляют продукт в разные населенные пункты и продают розничным продавцам. При перепродаже учитываются расходы не только на саму покупку, но и на доставку, обработку и сопутствующие траты. Естественно, это приводит к увеличению наценки.
Далее представители розничной торговли продают товар конечному потребителю – также со своей наценкой. В результате такой схемы каждый участник цепочки продаж получает чистую прибыль, а конечный потребитель – товар по сильно завышенным ценам (иногда размеры наценки достигают 200 и больше процентов).
А теперь главное! Интернет-ритейл позволяет полностью отказаться от этой схемы и снизить стоимость покупки без ущерба для качества. В первую очередь это связано с отсутствием большого количества посредников (покупать можно напрямую у производителя) и дополнительных расходов.
На сегодняшний день выделяют 4 вида e-retail. Рассмотрим каждый из них.
Предполагает оптовую торговлю между двумя компаниями. То есть одна покупает товары у другой, а затем продает их в розницу.
При таком виде онлайн-ритейла торговля осуществляется между компанией и частными лицами. Сюда можно отнести все известные интернет-магазины, торгующие косметикой, техникой, одеждой и прочими товарами.
В таких торговых отношениях принимают участие 3 стороны: два частных лица и интернет-платформа, гарантирующая безопасность сделки (например, АлиЭкспресс).
Новый вид e-retail, появившийся совсем недавно. В этом случае человек предлагает свои услуги или товары компаниям соответствующей направленности. В эту категорию отлично вписываются копирайтеры, дизайнеры, фотографы и другие фрилансеры.
Чтобы дать более точное определение этого понятия, необходимо разобраться, какими преимуществами оно обладает. Чаще всего к ним относят:
От торговли в интернете получают выгоду не только ритейл компании, но и обычные потребители. Для них преимущества таких покупок вполне очевидны: не нужно ходить по магазинам, есть возможность ознакомиться со всей необходимой информацией, расплатиться любым удобным способом и заказать курьерскую доставку по нужному адресу. А главное, цены в онлайн-магазинах примерно на 30% ниже, чем у офлайн-конкурентов.
Продажи в интернете занимают четвертую часть от общего объема в мире, но это совсем не значит, что у данного способа нет недостатков. К ним следует отнести следующие факторы:
Кроме этого вам придется завоевывать доверие потенциального потребителя, а для этого нужно не только время, но и безукоризненное выполнение своих обязанностей.
Впрочем, нет ничего невозможного. К тому же практика показывает, что онлайн-продажи развиваются с неимоверной скоростью и открывают серьезные возможности для опытных инвесторов. Мало того, по прогнозам ведущих аналитиков эту сферу ожидают значительные изменения. Так, специалисты не отрицают проведение оплаты с помощью биометрических данных (к примеру, касанием пальца), доставку заказов с помощью дронов и GPS–данных, создание виртуальных примерочных и других нововведений.