Главная задача бизнеса – приносить своему владельцу максимальный доход. В достижении этой цели помогает пайплайн. Суть инструмента – контроль процессов, их оптимизация и, соответственно, достижение стабильных показателей прибыли. Как повысить доходность компании, если руководитель не понимает особенности работы отдела по продажам, испытывает сложности с обработкой заявок? Правильно – никак. Итак, пайплайн – что это такое и как работает, почему инструмент будет полезен вашему бизнесу.
Pipeline в продажах решает широкий перечень задач. Благодаря этому инструменту менеджер сможет мониторить статус каждого клиента, а собственник – следить за работой отдела. Речь о сводке, документе либо отчете, в которых собирается полный перечень данных. В пайплайне прописываются статусы каждой сделки – с момента подачи первичной заявки до дня подписания договора о сотрудничестве, внесения оплаты.
Выглядит сводка как большая отчетная табличка либо журнал по результатам продаж. Ее часто сравнивают с CRM-системами в Excel. Да, у инструментов много общего, но есть и различия. Пайплайн – старший брат обычных иксель-таблиц, инструмент формирования воронки продаж. Он отвечает за планирование рабочих процессов, помогает точно оценивать эффективность каждой кампании. И все-таки между этими вариантами есть различия. В стандартной воронке продаж основной акцент делается на конверсионные показатели и этапы проведения работ, пайплайн – это сборка историй, которые позволяют превращать заявки в сделки.
В состав Pipeline входят:
То есть в состав отчета входит детальная информация о ходе конкретной сделки, в него вносятся все данные, которые позволяют оценить эффективность работы и повысить продажи в будущем. В принципе, на основе пайплайна легко строится воронка продаж, но не наоборот. То есть первый инструмент более глобальный и масштабный. Воронка тоже отражает текущее положение дел, но информации в ней будет мало для менеджмента, анализа, прогнозов. Цель pipeline – оценить процесс заключения сделки, качество конечного результата, число всех сделок в текущем моменте времени. Подойдет отчет для составления прогнозов за определенный период времени.
Речь об оценке данных, полученных в результате продаж. Менеджер отслеживает изменения по каждой сделке, руководит процессом. Он же отвечает за оформление договора (точнее доведение заявки до финала) – это повышает шансы на получение максимальной прибыли.
Управляющий мониторит не каждую сделку в отдельности, а кейсы по конкретным специалистам. Для удобства пайплайны делят на этапы.
Инструмент предполагает строго поэтапное проведение работ. Главный акцент делается на планировании, но если менеджеры работают в моменте здесь и сейчас, то высший менеджмент смотрит на месяцы, кварталы вперед.
Основные этапы работы с отчетами:
В CRM пайплайны позволяют точно оценивать объемы продаж, настраивать оптимальные фильтры. Самый популярный пример: нужно понять, какие позиции из товарной категории идут лучше всего. Для этого выдача отсеивается по ассортименту либо конкретному менеджеру. По аналогии сравниваются данные по статусам, лидам – все это происходит автоматически. Со специалистов снимается ряд рутинных операций, более того, повышается точность анализа, минимизируется влияние человеческого фактора.
CRM-система – это тот самый отчет по продажам. В ней выполняется отслеживание всех показателей и метрик из пайплайна.
Пайплайн продаж – удобный инструмент для подготовки отчетностей. Руководство, рядовые сотрудники стремятся к достижению единой цели – улучшение текущих показателей продаж. В пайплайне как раз будут содержаться основные данные, а именно:
Все указанные маркеры являются обязательными. Чем больше выручка, меньше цепочка, ведущая до результата, тем эффективнее работает отдел продаж, больше зарабатывает компания.
Из этого следует закономерный вопрос – что нужно сделать руководству для улучшения текущих показателей?
Чтобы осуществлять управление по паплайн, руководителю нужно:
Управление пайплайн предоставляет компании массу преимуществ. Основные – возможность прогнозирования будущих объемов всех продаж, точного определения исхода сделок, функционирования отдела. Это будет полезно всем участникам коммерческих отделов. В результате у компании появляются адекватные КПИ и реальные планы на будущее.
Система отчетности покажет этапы, по которым получено максимальное число возражений и в итоге отказов, а значит, проседает конверсия. В итоге можно будет выполнить работу над возможными ошибками, подправить используемые техники по продажам, поработать над улучшением текущих результатов. Пайплайн даст вам детальную картинку продаж здесь и сейчас со всеми изменениями. Ни один значимый параметр не будет упущен из вида.
Это удобный аналог классической системе CRM. Грамотное использование пайплайна поможет корректно распределять текущие ресурсы отделов. С пайплайнами в разы проще будет планировать рабочее время на выполнение текущих задач. Если где-то случится «засор», это можно будет обнаружить уже на этапе планировки.
Учтите, что пайплайны требуют регулярных обновлений. Это дополнительно мотивирует сотрудников и руководство к дисциплине, реализации эффективного менеджмента на предприятии. Сам инструмент максимально универсальный, годится для планирования и создания отчетностей.
CRM решения во многом схожи с pipeline, но эти инструменты не являются взаимоисключающими. Управление позволит отделу по продажам предельно рационально использовать доступные ресурсы, демонстрирует зоны роста, задает оптимальный темп выполнения работ. А еще пайплайн – действенный инструмент для контролирования всех бизнес-операций в компании. Используйте его для роста продаж.