Когда пользователь вводит в поисковую строку Яндекса или Гугл тот или иной запрос, он даже не задумывается о том, по какому принципу отображаются сайты. Между тем порядок построения интернет-страниц в выдаче не является случайным. Этот процесс происходит благодаря долгому и тщательному мониторингу (ранжированию), выполняемому поисковыми алгоритмами. Ранжирование – что это такое, как проводится и можно ли повлиять на место ресурса в строке выдачи?
Ранжировка – это сортировка сайтов поисковыми системами, осуществляемая в соответствии с результатами выдачи по определенным запросам пользователей. В процессе такой работы движки поисковой машины обрабатывают пользовательские запросы, сохраняют полученную информацию, оценивают популярность и релевантность страницы веб-сайта и определяют его позиции в результатах выдачи. То есть чем больше ресурс соответствует требованиям поисковых систем, тем больше у него шансов попасть в ТОП Яндекса или Google (именно они составляют 95% трафика).
При сортировке информации алгоритм поисковиков учитывает несколько важных параметров – авторитетность, релевантность, респектабельность и т. д. При этом сам процесс ранжирования нельзя назвать примитивным механизмом. Лучшим доказательством тому являются слова, имеющие два или несколько значений. Так, при введении в строку слова «наполеон» поиск покажет сразу три варианта информации – о торте, императоре и бренди.
Чтобы точно понять, что именно хотел найти пользователь, поисковые системы используют специальные алгоритмы ранжирования. У Яндекса это «Спектр», «Владивосток», «Королев», у Google – «Колибри», «Опоссум», «Фред» и др. Именно по этой причине в разных поисковиках страницы по одним и тем же запросам будут находиться на разных местах.
Факторы ранжирования поисковых систем включают в себя не только тематическое соответствие веб-документа введенному пользователем запросу. Конечно, очень важно, чтобы посетитель нашел на сайте ту информацию, за которой пришел, но это далеко не все. К другим критериям, учитываемым в процессе ранжирования, также можно отнести:
Не меньшее значение имеет и наличие мобильной версии сайта, а также грамотный дизайн. Они повышают уровень доверия со стороны пользователей, поэтому поисковики посчитают такие ресурсы более качественными.
Еще одним ключевым моментом, влияющим на ранжирование сайта, является ссылочная база, обязательное условие для быстрого продвижения. Что интересно, Google этот компонент учитывал всегда, а вот в Яндекс ссылочное ранжирование вернулось совсем недавно.
Весь ссылочный профиль делится на 2 части:
Ранжирование данных не обходится без еще одного ключевого показателя – релевантности страницы, то есть ее соответствия пользовательскому запросу. Благодаря этому параметру поисковая система быстро отделяет сайты с полезным и интересным наполнением от неуникальных материалов, не имеющих никакой смысловой нагрузки.
Точное определение релевантности зависит от поисковика, но можно выделить 2 общих критерия:
Также следует отметить, что ранжирование все время меняется. В первую очередь это связано с тем, что алгоритмы поисковых систем постоянно обновляются и совершенствуются. Делается это с единственной целью – предупредить попадание в ТОП выдачи нерелевантных сайтов, использующих черное или серое SEO-продвижение. Если же сайт вызывает доверие у поисковых систем, то никакие изменения в алгоритмах не смогут кардинально повлиять на его позиции.
При ранжировании сайтов учитывается еще один важный момент – их текстовое наполнение, а также другой контент (графика, видео и т. д.). Здесь можно выделить несколько важных правил:
Точные факторы ранжирования Яндекс и Гугл не разглашаются, а между SEO-специалистами и самими поисковиками уже много лет подряд ведется негласная война. Обе системы дают только общие рекомендации, в которых нет абсолютно никакой конкретики. «Делайте сайты лучше и качественнее» — это все, что можно услышать. Но практика показывает, что Яндекс автоматически понижает в ранжировании или вообще исключает из поиска те ресурсы, у которых есть определенные проблемы:
В ТОП-10 выдачи могут попасть только ранжированные документы. Это значит, что каждая новая страница должна пройти индексацию поисковым роботом. Ускорить этот процесс помогут следующие рекомендации:
Чтобы узнать, насколько хорошо ранжируются страницы того или иного сайта, достаточно проверить позиции их страниц по определенным ключевым запросам. Конечно, вы можете провести такой анализ вручную, но в этом случае никто не может гарантировать получение максимально точных данных. Именно поэтому специалисты рекомендуют пользоваться специальными сервисами – SeoLib, AllPositions или Topvisor.