Что такое рынок, и какое влияние он оказывает на современную экономику?

Другое

В человеческой цивилизации понятие рынок существует с самых древнейших времён и, по мнению археологов и историков, его примитивные формы присутствовали в государствах, существовавших более шести тысяч лет назад. На сегодняшний день рынок – это сложное и многогранное понятие, содержащее в себе ряд важнейших экономических, маркетинговых и конъектурных составляющих. Именно поэтому практически невозможно организовать выгодный и успешный бизнес, разработать стратегию продаж или разобраться в экономических терминах, не представляя, что собой представляет рынок. В этой статье мы расскажем читателям, рынок что это такое, а также какими функциями и свойствами обладает это понятие.

Что это такое рынок?

По сути, под словом рынок подразумеваются экономические и финансовые взаимоотношения, складывающиеся между продавцом и покупателем, на основании которых они производят денежно-товарный обмен. При этом слово рынок неразрывно связано с продукцией, так как именно продукты и товары выступают его важнейшей единицей. Так как современное общество живёт в мире разделения труда, для обеспечения каждого человека всем необходимым приходится проводить товарно-денежные обмены, в результате такого обмена и возникают рыночные отношения.

Признаки рынка

Существует множество видов рынка, каждый из которых направлен на реализацию своих продуктов. Так, например, существуют рынки по продаже товаров, услуг, а также интеллектуального труда. При этом, несмотря на наличие у каждого такого рынка собственной специфики и особенностей, все они обладают рядом одинаковых признаков, на основании которых и происходит их функционирование. К таким признакам рынка относятся:

  1. Присутствие нерегулируемого спроса со стороны потребителей. На современном рынке только покупатель принимает решение о том, сколько товаров и услуг ему необходимо, что приводит к наличию нерегулируемого спроса.
  2. Наличие нерегулируемых предложений. Производитель и продавец, выходя на рынок, самостоятельно решают, сколько товаров им нужно произвести и продать потребителям.
  3. Прямая зависимость стоимости товаров и услуг от спроса и уровня конкуренции. Для наличия качественных рыночных отношений и успешного развития рынка и экономики цена на товары или услуги не должна контролироваться искусственно, а напрямую зависеть от конкуренции и уровня спроса.

Важнейшие функции рынков

Для тех, кто интересуется, что такое рынок его функции и виды, стоит отметить, что важнейшей задачей рыночных отношений является предоставление возможности производителю найти максимально заинтересованных в покупке товаров или заказе услуг клиентов. Именно по этой причине у современного рынка присутствуют следующие важнейшие функции:

  • Регулирование ценообразования на основании присутствующей конкуренции, наличия или отсутствия спроса со стороны потребителей. Стоит отметить, что наличие у товара или услуги цены, определённой рыночными отношениями, показывает их реальную ценность и востребованность.
  • Посреднические услуги. По сути, рынок выступает в качестве посредника между конечным потребителем и производителями товаров и услуг. Причём у каждой стороны присутствует свободный выбор в покупке или продаже товаров.
  • Наличие регулирования предложений и спроса на товары и услуги. Наличие регулирования спроса и предложений на товары и услуги позволяет устанавливать оптимальный баланс продаваемых товаров или оказываемых услуг.
  • Наличие информативности. Благодаря использованию современных средств коммуникации, рекламы и маркетинга продавцы имеют возможность рассказать потребителям о своих товарах и услугах, а покупатели подобрать наиболее интересный им товар, имеющий выгодную ценовую планку.
  • Развитие экономики. Ввиду наличия высокой конкурентности, производители вынуждены постоянно повышать качество товаров и услуг, что оказывает положительное влияние на общее развитие экономики.
  • Постоянное очищение. Ввиду наличия постоянной и высокой конкуренции, с рынка систематически уходят компании, не выдерживающие давления со стороны конкурентов. Это способствует освобождению экономики от некачественных или не имеющих чёткой и рабочей модели компаний.

Рынок виды

Рассказывая о том, какие рынки бывают в современной экономике, необходимо отметить, что они обладают большим разнообразием форм и характеристик, в связи с чем подразделяются по следующим важным признакам:

  • Территориальный признак. В эту подгруппу попадают экономические субъекты, относящиеся к определённой территории, например, мировой, национальный или местный рынок.
  • По типу субъектов. Например, покупателей, государственных структур или учреждений, продавцов, производителей.
  • По видам продукции. Современные рынки могут делиться по типам продукции или услуг, например, выполнять продажу стандартных товаров, виртуальных услуг или выступать в качестве посредника при финансовых следках.
  • По наличию разрешительной документации. К таким видам рынка относятся нелегальные или легальные рынки сбыта.
  • По уровню наличия экономической свободы продавцов и покупателей. Чаще всего в государствах существуют два вида глобальных рынков. К первому виду относятся рынки, не имеющие искусственного регулирования и именуемые свободными, а ко второму виду – регулируемые рынки.
  • По количеству присутствующих товаров и услуг. Чаще всего к такому виду относятся два типа рынков, а именно, дефицитный, где количество предложений намного ниже присутствующего спроса, и избыточный рынок, в котором предложение существенно превышает спрос.

Основные законы рынка

Для того чтобы рынок в экономике функционировал максимально качественно и выступал в качестве важного инструмента её развития, необходимо чтобы рыночные отношения между продавцом и покупателем протекали по определённым правилам. Наличие и соблюдение таких правил позволяет оздоровить экономический рынок, а также оказывает положительное влияние на его развитие. Стоит отметить, что в современной экономике существуют признаки свободного рынка:

  1. Закон, регламентирующий стоимость товаров и услуг. На основании этого закона производитель должен выполнять обмен товаров и услуг за их реальную ценовую планку. Только при проведении продажи товаров и услуг за реальную цену производитель получает возможность совершенствовать собственные технологии и производственное оборудование, а значит, в дальнейшем предлагать более качественные товары.
  2. Спрос и предложение. На основании этого закона на рынке устанавливается реальная стоимость товара, которая основывается на количестве присутствующего товара и уровня спроса потребителей. Другими словами, чем больше предложений будет на покупку товаров со стороны потребителей, тем более высокую стоимость он будет иметь.
  3. Конкуренция. Важнейшим элементом функционирования любого рынка является конкуренция, так как благодаря ей происходит борьба между различными продавцами и производителями, заставляющая их снижать стоимость на свои товары, а также повышать их качество. Помимо этого, присутствие на рынке конкуренции оказывает влияние на регулирование, стимулирование и развитие рыночных отношений.

Виды и типы организаций, работающих на современном рынке

Для того чтобы современный рынок мог развиваться и функционировать, необходимо чтобы на нём вели деятельность специализированные организации, на которых потребители и продавцы могли бы проводить товарно-денежный обмен. Наиболее известными, популярными и востребованными организациями, функционирующими на мировом, свободном или местном рынке, являются:

  1. Аукцион. По своей сути аукционы представляют собой коммерческие организации, где продажа товаров проходит путём проведения торгов, на которых покупатели, устраивая конкурентное соревнование между собой, предлагают наиболее высокую ценовую планку покупаемой продукции.
  2. Биржа. Под определением биржа подразумевается союз коммерческих структур или физических лиц, проводящих операции, связанные с торговлей, на основании установленной рынком реальной стоимости товара.
  3. Ярмарка. Одно из старейших рыночных мероприятий, проводимых для продажи различных товаров и привлечения внимания потенциальных покупателей. На сегодняшний день в мировой экономике присутствуют самые различные ярмарки, например, международные, региональные или городские.
Рекомендуемые новости
Годы новых возможностей
Триггеры никуда не делись
Пересобрать себя
Последнее видео
Не успел или не хотел? Наши приоритеты #продуктивность #таймменеджмент #бизнес #бизнесидеи
Узнайте о бизнес-терминах в нашем глоссарии
Подписывайся на нас
в Telegram и Youtube
Теперь с НДС