Если вы пытались построить отдел продаж, и всё ещё недовольны им, этот материал для вас. Основатель агентства Grebenuk Resulting Михаил Гребенюк делится своим опытом, провалами и лайфхаками, которые родились из тех самых провалов. Читайте статью. Учитесь на чужих ошибках. Берите лучшее.
Я несколько раз пытался построить отдел продаж. И первые мои попытки были напрочь неудачными. Ошибки в построении команды обошлись мне примерно в один миллион рублей. На каком-то этапе сумма ошибок могла развалить мой бизнес.
Это цена, которую я заплатил, чтобы создать отдел продаж, который работал системно и приносил от двух миллионов в месяц.
Потом я построил второй отдел продаж уже с меньшим количеством факапов. Повторил — и уже без ошибок — с третьим. В результате я понял, что есть система. И она масштабируема.
Нет уникальных бизнесов. Точнее, все компании уникальны. Но в любой из них существуют одинаковые процессы. Если компания состоит не из одного человека, всегда возникают коммуникации. Если компания что-то производит — товар или услугу — она их продаёт. Значит, есть кто-то, кто занимается продажами. Чаще — это целый отдел. И всегда есть заявки, клиенты, продажники, сделки. Всё завязано на деньгах. Именно поэтому любая системная работа бизнеса строится на твёрдой базе, одинаковой для всех.
Когда я начал строить отделы продаж другим компаниям, я увидел, что все предприниматели совершают одинаковые ошибки.
Ниже будут главные из тех, которые я совершил. И лайфхаки, как их избежать. Поехали!
Ассистенты делали всё. От утреннего кофе до закрытия сделок. И бизнес не шёл. Тупо потому что для ассистента без описанных функций нет разницы между анализом публикаций о компании в сети, заказом канцелярии в офис и продажами. Зачем тратить нервы на продажи, когда можно зависнуть на отзовиках? Это же задача, она была поставлена руководителем.
И это в корне неправильно. Каждый сотрудник должен иметь функционал и опираться на должностную инструкцию. Да, иногда приходится выходить за рамки своих обязанностей. Но это всё равно лежит в плоскости компетенций сотрудника. Нельзя требовать от продажника выбивания задолженностей с клиентов. И бухгалтер не должен подавать вам чай.
Вы можете относиться к Хаббарду с уважением и даже быть его последователем или испытывать жжение в известном месте с его идей. Плевать! Есть то, что каждый бизнесмен может взять себе, адаптировать и использовать с выгодой. Я говорю про Систему управления Хаббарда. Она проста и эффективна. И главное, что кроется в самом названии, она системна.
Не хотите вдаваться в философию, не вдавайтесь. Просто попробуйте. Хотя, скорее всего, вы уже в той или иной мере используете её.
Для меня одной из основных и главных мыслей системы Хаббарда является то, что
ничего в компании не должно быть завязано на конкретных людях.
Иначе — ушёл человек, всё встало на паузу. Как этого избежать? Все процессы должны быть прописаны в виде организационных схем. Все взаимосвязи между сотрудниками тоже прописаны. Функционал каждого сотрудника, каждой позиции — прописан.
Так укрупнённо можно изобразить процесс продажи условного счастья
А так — верхняя часть вашей организационной схемы
У вас это уже есть? Отлично! Вы избежали многих ошибок, которые совершил я.
А теперь вопрос: не пора ли провести аудит вашей системы и оптимизировать её, чтобы бизнес мог сделать качественный скачок?
Первый мой опыт выстраивания отношений с коллегами потерпел крах. Потому что у нас не было границ в общении. И мы скатились в панибратство.
После этого меня забросило на другую орбиту — в крайне авторитарный стиль. Я был «надсмотрщиком» для своих сотрудников. Этот опыт закончился негативным кейсом для компании. И очень сильно ударил по репутации.
Я показательно уволил сотрудника. Публично раскритиковал его в чате, и сотрудник, естественно, затаил обиду. В отместку он украл нашу базу клиентов и заспамил весь интернет негативными отзывами.
Я вынес из этой ситуации три вещи, которые помогли мне построить эффективную команду. Записывайте.
Нет идеальной модели управления. Совершенно неважно, что вы выберете — авторитарную модель или демократическую, «красную» или «бирюзовую». Вы можете добиться успеха с любой. Как и провалиться. Но вы никогда не должны метаться между. Это губительно для ваших коллег, для вас и вашего бизнеса.
Две ошибки, о которых вы прочитали выше, — это скорее сумма маленьких и больших косяков, которые я совершил как управленец. Если посчитать прямые убытки от моих действий, получится около миллиона. Об упущенной выгоде даже не говорю.
Пять мыслей, которые стоили мне 1 000 000 ₽
Если вы хотите построить сильный бизнес, стройте сильную команду. Следующие пять пунктов — то, на что стоит обратить внимание в первую очередь:
Всё это мы отработали у себя в Grebenuk Resulting. Потом внедрили в бизнесах ещё 320+ клиентов. И помогли им заработать суммарно 16,7 млрд ₽.
Хотите вывести свой бизнес на новый уровень? Заработать в следующем году х2 или х5? Берите и делайте!
Не знаете, с чего начать или считаете ситуацию безвыходной? Фигня это, я реально был на грани разорения. И сейчас могу сказать, если бы я опустил руки, вы бы не читали эту статью.
Напишите нам. Это может стать для вас тем самым правильным шагом, который поможет вам усилить бизнес.