Какие стили руководства бывают

Менеджмент
Опубликовано: 06.10.2021

Стили руководства определяют эффективность и особенности работы организации. Они есть абсолютно у каждого управленца (просто не все начальники об этом задумываются). Анализ используемой схемы позволит определить сильные и слабые стороны, внести необходимые корректировки. Расскажем, каким может быть стиль управления руководителя, что учитывать при его выборе, и почему так важно не ошибиться.

Все о стилях

Стили руководства в организации – это характерные для конкретного управленца модели рабочего, неформального взаимодействия с сотрудниками. На основе используемого метода принимаются важные решения, делегируются текущие задачи, назначаются ответственные специалисты. Даже если руководитель «просто работает», он использует какой-то стиль (просто неосознанно). Манера поведения будет зависеть от текущего положения дел в компании, особенностей характера, прочих факторов.

Стили управления менеджмент классифицирует по категориям, каждому направлению приписывает свои плюсы и минусы. Помните – идеального плана действий просто не существует. Для достижения максимальных показателей эффективности нужно уметь по максимуму адаптировать управленческие стили с учетом постоянно изменяющейся экономической ситуации, типов личностей определенных сотрудников, желания откорректировать текущие показатели продаж, развития, пр.

Принципы классификации

Типы руководства изучены вдоль и поперек, классифицированы многими исследователями. Расскажем, какие варианты есть.

Теория Дугласа МакГрегора

Дуглас МакГергор в 60-х годах прошлого века разработал пару управленческих теорий и опубликовал их основные идеи в собственной книге. Согласно теории Х:

  • сотрудники в основной массе ленивые и стараются избежать лишних задач;
  • чтобы компания полноценно функционировала, за сотрудниками нужно следить;
  • человек по своей природе склонен избегать ответственности.

Речь про авторитарный стиль управления, пример которого простой – управление жесткое, начальник всегда прав, организация отношений в коллективе больше напоминает муштру.

Есть и теория Y. По ней:

  • люди от природы деятельные, любят работать;
  • все сотрудники обладают высокой степенью самоконтроля, главным мотиватором для них является достижение поставленных целей;
  • ответственность естественна и нормальна для человека.

На такой базе реализуется демократическое лидерство. Руководитель общается доброжелательно, делегирует текущие операции, полномочия, прислушивается к работникам. Раньше по такой схеме почти не работали, сейчас у нее довольно много приверженцев.

Принципы Лайкерта

Стили управления коллективом по мнению Ренсиса Лайкерта ориентируются на:

  • задачи либо работы;
  • сотрудников.

Это противоположные по своей сути принципы. С учетом точки расположения показателя стиля руководства можно выделить четыре основных типа:

  • Авторитарный эксплуататорский – жесткий вариант. Начальник не доверяет подчиненным, в качестве главного мотиватора к действиям используется угроза санкций. Сотрудники боятся руководителя. Сокращение дистанции в рамках такого формата не представляется возможным.
  • Авторитарный благосклонный – лайтовая версия предыдущего варианта. Менеджер строгий, снисходительный, но применяет пряник с кнутом, а не только кнут. Сотрудники немного боятся начальника, относятся к нему с настороженностью.
  • Демократичный – тут можно говорить об определенном качестве доверия, который совмещается с контролем за решением текущих задач. Мотивация направлена на принятие правильных решений. Наказания применяются минимально. Дистанция есть, отношения теплые.
  • На участии – доверительный стиль управления руководителя. В качестве мотивации используют материальные бонусы, сотрудники могут разрабатывать систему бонусов сами. Наказания используются в крайних случаях. Отношения теплые, даже дружеские. Дистанция порой отсутствует вообще.

Стили руководства по Левину

Курт Левин создал собственную классификацию стилей лидерства. Анализ он проводил на школьниках. Стили управленческой деятельности с позиции Левина:

  • Авторитарный – руководитель дает задачи, указывает способы выполнения, сроки. Инициатива не нужна, может быть наказуемой. Дети показывали отличные результаты.
  • Демократичный – тоже эффективный вариант. Участники группы выражали свое мнение, предлагали помощь и просили о ней. Степени вовлеченности, мотивации высокие. Для командного взаимодействия это отличный вариант.
  • Попустительский стиль управления – руководитель отдает сотрудникам задачи, ответственность. Фактически происходит его самоустранение от управления. Стиль может быть эффективным в группе из нескольких узко квалифицированных специалистов, которые ценят свободу действий. В детском коллективе он плохо показал себя.

От демократии к авторитарному стилю перейти проще, чем обратно.

Решетка Блэйка и Моутона

Ученые Моутон и Блек указали на двух отдельных шкалах задачи заботы о людях и производственном процессе. На каждой шкале они создали по 9 делений, руководитель за выраженность определенной стратегии получал оценку в диапазоне 1-9 балов. Так получилось создать «решетку». Классификация стилей руководства:

  • Примитивная схема. Руководитель не заботится о текущих процессах, людях, обычно привлекает экспертов со стороны. Управление номинальное, а не фактическое. Стратегию длительное время сохранять не выходит – либо компания развалится, либо появится новый начальник.
  • Социальный стиль. Этому менеджеру важны нужды подчиненных. Атмосфера в коллективе здоровая, сотрудники любят менеджера, но могут пользоваться его мягкостью.
  • Авторитарное управление. Главное в данной схеме – процесс производства, сотрудники должны четко следовать указаниям, их идеи и мнения не важны. Дистанция значительная.
  • Производственно-социальный менеджмент. Руководитель стремится придерживаться принципа золотой середины, ищет компромиссы. Решения принимает менеджер, но подчиненные тоже могут высказывать свою точку зрения.
  • Командный стиль. Руководитель нацелен на людей и задачи. Сотрудники активно вовлечены в процесс. Атмосфера адекватная, эффективность работы высокая за счет синергии.

С точки зрения Моутона и Блейка оптимальным является именно командный стиль управления.

Как сделать правильный выбор?

Либеральный стиль управления пример – начальник ведет себя мягко, может попустительствовать сотрудникам. Авторитарный – отношения между руководителем и подчиненными больше напоминает строевую подготовку. Золотая середина находится где-то между этими вариантами, плюс важно понимать – для разных сотрудников нужен свой подход.

Другой принцип классификации:

  • Одномерная манера управления – стиль будет неизменным, независимо от внешних обстоятельств. Тип управления не важен.
  • Многомерный – схема гибкая, может корректироваться под влиянием внешних факторов. Эффективный подход. Другое название типа управления – ситуационное.

Во втором случае поддержка сотрудникам дается тогда, когда она реально необходима. Возможно участие подчиненных в принятии важных стратегических решений. Руководитель ставит задачи, предоставляет техническую и материальную базу для их решения. При стремлении сотрудников к самостоятельности им предоставляются соответствующие технические условия для этого.

У каждого стиля есть свои сильные и слабые стороны. Жесткий начальник держит коллектив в ежовых рукавицах, получает стабильные показатели в любые времена. Но яркие сотрудники не выдерживают прессинга и уходят. Работать в таких условиях могут только исполнители без особой инициативы. Самоотдачи тоже не будет.

Демократичное руководство будет эффективным при заинтересованных, талантливых сотрудниках. Специалисты чувствуют себя важными и нужными, проявляют инициативу, не бегут из компании, как в прошлом варианте. Решение задач при этом может затягиваться. Некоторые люди воспринимают мягкого начальника как слабака, начинают поднимать бунты, саботировать дисциплину.

Индивидуальное управление может быть максимально эффективным, поскольку учитывает особенности каждого сотрудника. Подчиненные любят подобный подход, ценят начальника. Текучка минимально возможная. Но начальство ведет себя мягко, и отсюда вытекают все минусы.

При выборе стиля управления учитывают стрессовость ситуации, сложность текущих задач, характер работы. Многие менеджеры действуют чисто интуитивно. Всем нам свойственны определенные модели поведения, главное определить предпочтительную и двигаться в определенном направлении. Правильный выбор стратегии позволит добиться стабильных рабочих показателей и повысить ключевые позиции. Иногда есть смысл корректировать ее по ходу ведения деятельности.

Рекомендуемые новости
Годы новых возможностей
Триггеры никуда не делись
Пересобрать себя
Последнее видео
Как мозг прячет наши боли? #саморазвитие #успех #личностныйрост
Узнайте о бизнес-терминах в нашем глоссарии
Подписывайся на нас
в Telegram и Youtube
Теперь с НДС