Маркетинговая стратегия – это детальный план по решению коммерческих, корпоративных задач и целей бренда, который должен принести заданные результаты в долгосрочной перспективе. Реализацией проектов занимаются маркетологи. Они руководят ценообразованием, взаимодействуют с сотрудниками, клиентами. Грамотная стратегия маркетинга – залог динамичного, правильного развития. Расскажем, как ее сделать, что нужно учитывать.
Стратегия маркетинга – это официальный документ, закрепленный в политике работы компании. Он демонстрирует позиции бренда в общерыночном масштабе, дает прогнозы, позволяет оценивать степень достаточности ресурсов. Любая стратегия направлена на повышение продаж (это цель создания плана развития). Чтобы решить задачу, повышают потоки клиентов либо увеличивают количество заказов.
Стратегии в маркетинге разрабатываются по различным схемам, главное, чтобы они согласовывались с общим планом развития компании. Ответственные специалисты нацелены на решение следующих задач:
Функциональные стратегии маркетинга базируются на данных глубинного анализа аудитории организации, продвигаемых услуг, товаров. Чтобы реально повысить продажи, нужно уяснить, что именно и для кого вы продаете. Детально описываются сегменты ЦА – получается план-подспорье для маркетолога.
План продвижения товара (физического продукта) предполагает детальное описание всего маркетингового комплекса. В нем указываются:
Чтобы реализовать сервис, к упомянутым моментам добавляют работников, окружение, сам бизнес-процесс. Определите для продвигаемого продукта конкурентное УТП. Обычно это основной параметр в отношении пользы для конкретного клиента. Подумайте, что за ниши вы планируете использовать в целях продвижения услуги, товара. Если потребуются дополнительные профессионалы, коммерческие площади, это также следует предусмотреть заранее.
Стратегия продвижения продукта на рынок выбирается с учетом направления работы компании и желаемых результатов. С учетом признаков планомерного развития известные стратегии делятся на:
Стратегии продвижения товара делятся на разные виды с учетом рыночной ориентации. Компании сосредотачиваются на продажах, выпуске одного товара внутри ниши либо предлагают выбор из набора категорий. Есть организации, способные покрыть ассортиментный спрос всего рынка, а есть те, которые избирательно специализируются на конкретных сегментах.
Маркетинговые стратегии виды имеют разные в том числе по средствам, используемым для продвижения. Это рекламные кампании, матрицы товаров, элементы фирменного стиля, принципы ценообразования. Чтобы сделать правильный выбор, нужно ориентироваться на позиции компании в своей нише и плюсы на фоне конкурентов (УТП).
Если организация производит на 100% уникальный продукт, имеющий соответствующую ценность для целевой аудитории, следует остановиться на дифференцированной стратегии развития. Вид маркетинга оптимален для старых организаций со стабильной клиентской базой, постоянным уровнем дохода, наличием возможностей для инвестирования в уникальные разработки. Так что стратегия дифференцированного маркетинга, которая является самой популярной, имеет свои особенности и области применения, это не универсальный план.
Тем компаниям, которые изготавливают продукты с минимальными производственными, реализационными издержками, есть смысл делать ставку на лидерство в своей нише. Это позволит занять ведущие позиции в плане ценообразования в конкретной нише. К подобным стратегиям обычно прибегают компании, ведущие деятельность в определенном городе или регионе. Для примера – хорошим способом реализации стратегий минимальных издержек будет бесплатная доставка. Для предприятия ее осуществление может быть не затратным.
Названные стратегии можно использовать в комплексе (более того – нужно это делать). Организация выпускает товарный ассортимент с выраженными конкурентными преимуществами в определенной нише. Производственные издержки будут минимальными, а цены – лучшими на рынке. Учитывается позиционирование. Маркетинговая стратегия компании лидера рынка должна включать элементы новизны. «Титаны» постоянно сражаются друг с другом, ищут слабые места и идут по головам. Чтобы обойти конкурентов, нужно постоянно работать над повышением качества продукта, предлагать что-то новое, не такое, как у всех. «Середнякам» рынка следует гибко реагировать на постоянно изменяющиеся условия работы. Это позволит поддерживать свою актуальность и выжить на фоне «гигантов» (крупные компании легко «давят» небольшие, особенно в сложные времена).
Маркетинговая стратегия предприятия представляет собой многоуровневую систему. Она включает такие элементы:
Функциональные этапы разработки маркетинговой стратегии на практике могут исключать. Причины – они снижают степень потенциала развития организации. Но подробнее с этими вопросами должен разбираться опытный ответственный специалист.
Стратегия продвижения – это всегда комплекс мероприятий. На корпоративном уровне все предпринимаемые действия направлены на подготовку дифференцированной матрицы продуктов, которые строго ориентированы на текущий рынок. Рыночная стратегия для бизнес-единиц продумывается и составляется отдельно для каждого направления. Продукты, операции определяют позиционирование товаров на рынке. Продукты комбинируются по группам в рамках выделенного стратегического плана действий.
Разработка маркетинговой стратегии предприятия предполагает, что упомянутые уровни часто пересекаются, дополняют друг друга, формируя подуровни для одного направления или сразу нескольких. Такой подход считается оптимальным и максимально эффективным.
Все основные маркетинговые стратегии могут давать разные результаты для тех или иных компаний. Заранее давать прогнозы можно, но их точность будет относительной. Зато постоянный контроль результатов позволит определить правильность выбора конкретного плана действий, проконтролировать порядок реализации поставленных задач. Оценивать нужно параметры сбыта товаров, соотношение объемов заказа и полученного дохода, степень удовлетворенности определенного сегмента клиентов. Другие значимые маркеры – прибыль, расходы и доли на рынке.