Этим термином обозначают метод анализа информации, который делает возможным самостоятельное обучение машины, аналитической системы либо робота через решение ряда подобных задач.
С учётом громоздкости вышеуказанного определения можно его несколько упростить. Машинное обучение по сути представляет собой выискивание закономерностей в имеющемся информационном массиве с выбором лучшего варианта безо всякого участия человека.
Принцип такого обучения демонстрирует один из роликов Гугла, где аналитическая система получила задачу дойти из заданной точки в другую точку с использованием 2-ногой и 4-ногой моделей. Однако системе не продемонстрировали, как вообще можно ходить на 2-х и передвигаться на 4-х конечностях. Тем не менее, ей удалось, перебрав массив информации, совершив ряд ошибок и предпринимая всё новые попытки, найти лучшие способы перемещения для 2-х и 4-х конечностей.
Если говорить о фантастическом пока будущем, выделяют 3 этапа внедрения машинного обучения:
Множество экспертов уверены, что сейчас искусственный интеллект пребывает на границе 2-й и 3-й стадий. Т. е. люди, хорошо знакомые с IT, уже используют инновации, но большинство пока опасается.
Выше было рассмотрено значение термина «искусственный интеллект». Рассмотрим, в каких целях его используют в быту и в бизнесе.
Если спросить кого-то, кто увлекается робототехникой, для чего применяется машинное обучение, можно услышать многочисленные фантастические рассказы. К примеру, роботы скоро будут сами учиться выполнению заданий, поставленных людьми. К примеру, добыче полезных ископаемых, бурению скважин, исследованию океанских глубин, тушению пожаров. Для программистов отпадёт необходимость расписывание сложных и массивных программ, рискуя сделать ошибку в записи. Роботы посредством машинного обучения будут самостоятельно учиться правильному поведению в определённой ситуации, используя информационный анализ.
Это всё звучит прекрасно, однако пока это только фантастика. Хотя в будущем (возможно даже, что не особо и отдалённом) будет реальностью.
Каковы же сегодняшние возможности машинного обучения и искусственного интеллекта? Сейчас технология применяется преимущественно для маркетинга. К примеру, в Яндексе машинное обучение используется, чтобы демонстрировать посетителям релевантную рекламу. Например, после поиска в интернете интересующего Вас товара Вам после этого в течение нескольких часов либо даже дней демонстрируют подобные предложения.
Аналогичный принцип используется при формировании умных лент в социальных сетях. Фейсбук и ВКонтакте имеют свои аналитические машины, которые изучают интересы каждого пользователя этих сетей, а именно — какие он посты просматривает наиболее часто, на что чаще кликает, какие группы в этих сетях посещает и т. п. Чем более длительной и интенсивной будет активность конкретного пользователя в данных сетях, тем больше «персонализируется» его новостная лента. В этом есть плюсы и минусы. Машина ограждает пользователя от той информации, которая, по её мнению, не может быть для него интересной. Однако этим она ограничивает его кругозор.
Машинное обучение применяют в системах безопасности. В качестве примера можно назвать систему распознавания лиц в метрополитене. Видеокамеры осуществляют сканирование лиц тех, кто входит в метро и выходит из него. Аналитическая машина сравнивает полученные таким образом снимки с теми лицами, что есть в базе находящихся в розыске. При высокой степени схожести она подаёт сигнал и полицейские останавливают человека для проверки.
Каждый метод машинного обучения представляет собой массив заданий, цель которых — проверить гипотезы, найти лучшие решения при помощи ИИ. Существуют 3 направления: