В человеческой цивилизации понятие рынок существует с самых древнейших времён и, по мнению археологов и историков, его примитивные формы присутствовали в государствах, существовавших более шести тысяч лет назад. На сегодняшний день рынок – это сложное и многогранное понятие, содержащее в себе ряд важнейших экономических, маркетинговых и конъектурных составляющих. Именно поэтому практически невозможно организовать выгодный и успешный бизнес, разработать стратегию продаж или разобраться в экономических терминах, не представляя, что собой представляет рынок. В этой статье мы расскажем читателям, рынок что это такое, а также какими функциями и свойствами обладает это понятие.
Что это такое рынок?
По сути, под словом рынок подразумеваются экономические и финансовые взаимоотношения, складывающиеся между продавцом и покупателем, на основании которых они производят денежно-товарный обмен. При этом слово рынок неразрывно связано с продукцией, так как именно продукты и товары выступают его важнейшей единицей. Так как современное общество живёт в мире разделения труда, для обеспечения каждого человека всем необходимым приходится проводить товарно-денежные обмены, в результате такого обмена и возникают рыночные отношения.
Признаки рынка
Существует множество видов рынка, каждый из которых направлен на реализацию своих продуктов. Так, например, существуют рынки по продаже товаров, услуг, а также интеллектуального труда. При этом, несмотря на наличие у каждого такого рынка собственной специфики и особенностей, все они обладают рядом одинаковых признаков, на основании которых и происходит их функционирование. К таким признакам рынка относятся:
- Присутствие нерегулируемого спроса со стороны потребителей. На современном рынке только покупатель принимает решение о том, сколько товаров и услуг ему необходимо, что приводит к наличию нерегулируемого спроса.
- Наличие нерегулируемых предложений. Производитель и продавец, выходя на рынок, самостоятельно решают, сколько товаров им нужно произвести и продать потребителям.
- Прямая зависимость стоимости товаров и услуг от спроса и уровня конкуренции. Для наличия качественных рыночных отношений и успешного развития рынка и экономики цена на товары или услуги не должна контролироваться искусственно, а напрямую зависеть от конкуренции и уровня спроса.
Важнейшие функции рынков
Для тех, кто интересуется, что такое рынок его функции и виды, стоит отметить, что важнейшей задачей рыночных отношений является предоставление возможности производителю найти максимально заинтересованных в покупке товаров или заказе услуг клиентов. Именно по этой причине у современного рынка присутствуют следующие важнейшие функции:
- Регулирование ценообразования на основании присутствующей конкуренции, наличия или отсутствия спроса со стороны потребителей. Стоит отметить, что наличие у товара или услуги цены, определённой рыночными отношениями, показывает их реальную ценность и востребованность.
- Посреднические услуги. По сути, рынок выступает в качестве посредника между конечным потребителем и производителями товаров и услуг. Причём у каждой стороны присутствует свободный выбор в покупке или продаже товаров.
- Наличие регулирования предложений и спроса на товары и услуги. Наличие регулирования спроса и предложений на товары и услуги позволяет устанавливать оптимальный баланс продаваемых товаров или оказываемых услуг.
- Наличие информативности. Благодаря использованию современных средств коммуникации, рекламы и маркетинга продавцы имеют возможность рассказать потребителям о своих товарах и услугах, а покупатели подобрать наиболее интересный им товар, имеющий выгодную ценовую планку.
- Развитие экономики. Ввиду наличия высокой конкурентности, производители вынуждены постоянно повышать качество товаров и услуг, что оказывает положительное влияние на общее развитие экономики.
- Постоянное очищение. Ввиду наличия постоянной и высокой конкуренции, с рынка систематически уходят компании, не выдерживающие давления со стороны конкурентов. Это способствует освобождению экономики от некачественных или не имеющих чёткой и рабочей модели компаний.
Рынок виды
Рассказывая о том, какие рынки бывают в современной экономике, необходимо отметить, что они обладают большим разнообразием форм и характеристик, в связи с чем подразделяются по следующим важным признакам:
- Территориальный признак. В эту подгруппу попадают экономические субъекты, относящиеся к определённой территории, например, мировой, национальный или местный рынок.
- По типу субъектов. Например, покупателей, государственных структур или учреждений, продавцов, производителей.
- По видам продукции. Современные рынки могут делиться по типам продукции или услуг, например, выполнять продажу стандартных товаров, виртуальных услуг или выступать в качестве посредника при финансовых следках.
- По наличию разрешительной документации. К таким видам рынка относятся нелегальные или легальные рынки сбыта.
- По уровню наличия экономической свободы продавцов и покупателей. Чаще всего в государствах существуют два вида глобальных рынков. К первому виду относятся рынки, не имеющие искусственного регулирования и именуемые свободными, а ко второму виду – регулируемые рынки.
- По количеству присутствующих товаров и услуг. Чаще всего к такому виду относятся два типа рынков, а именно, дефицитный, где количество предложений намного ниже присутствующего спроса, и избыточный рынок, в котором предложение существенно превышает спрос.
Основные законы рынка
Для того чтобы рынок в экономике функционировал максимально качественно и выступал в качестве важного инструмента её развития, необходимо чтобы рыночные отношения между продавцом и покупателем протекали по определённым правилам. Наличие и соблюдение таких правил позволяет оздоровить экономический рынок, а также оказывает положительное влияние на его развитие. Стоит отметить, что в современной экономике существуют признаки свободного рынка:
- Закон, регламентирующий стоимость товаров и услуг. На основании этого закона производитель должен выполнять обмен товаров и услуг за их реальную ценовую планку. Только при проведении продажи товаров и услуг за реальную цену производитель получает возможность совершенствовать собственные технологии и производственное оборудование, а значит, в дальнейшем предлагать более качественные товары.
- Спрос и предложение. На основании этого закона на рынке устанавливается реальная стоимость товара, которая основывается на количестве присутствующего товара и уровня спроса потребителей. Другими словами, чем больше предложений будет на покупку товаров со стороны потребителей, тем более высокую стоимость он будет иметь.
- Конкуренция. Важнейшим элементом функционирования любого рынка является конкуренция, так как благодаря ей происходит борьба между различными продавцами и производителями, заставляющая их снижать стоимость на свои товары, а также повышать их качество. Помимо этого, присутствие на рынке конкуренции оказывает влияние на регулирование, стимулирование и развитие рыночных отношений.
Виды и типы организаций, работающих на современном рынке
Для того чтобы современный рынок мог развиваться и функционировать, необходимо чтобы на нём вели деятельность специализированные организации, на которых потребители и продавцы могли бы проводить товарно-денежный обмен. Наиболее известными, популярными и востребованными организациями, функционирующими на мировом, свободном или местном рынке, являются:
- Аукцион. По своей сути аукционы представляют собой коммерческие организации, где продажа товаров проходит путём проведения торгов, на которых покупатели, устраивая конкурентное соревнование между собой, предлагают наиболее высокую ценовую планку покупаемой продукции.
- Биржа. Под определением биржа подразумевается союз коммерческих структур или физических лиц, проводящих операции, связанные с торговлей, на основании установленной рынком реальной стоимости товара.
- Ярмарка. Одно из старейших рыночных мероприятий, проводимых для продажи различных товаров и привлечения внимания потенциальных покупателей. На сегодняшний день в мировой экономике присутствуют самые различные ярмарки, например, международные, региональные или городские.