Кто с большей вероятностью поразит цель — человек, который стоит с завязанными глазами и кидает бисер, или тот, что стреляет из ружья с оптическим прицелом? Понимание целевой аудитории работает по тому же принципу. Оно дает бизнесу не промахнуться, а предложение делает сильным, резким и пробивным. В этой статье рассказываем, как анализировать целевую аудиторию пошагово.
Целевая аудитория — люди, которые интересуются товаром, и все, кому ваше предложение полезно, так как удовлетворяет их потребности. На этот круг лиц рассчитаны листовки, баннеры, УТП и новые коллекции.
Анализ целевой аудитории дает ответы на вопросы:
Виды целевой аудитории – основная (первичная) и косвенная (вторичная).
Первая группа – люди, принимающие решения о покупке. Они могут и не быть конечным потребителем. Например, бизнес, покупающий оборудование для перепродажи.
Ко второй категории относятся те, кто сам не покупает, но так или иначе влияет на решение ребят из первой группы. Вторичная целевая группа может как быть конечными потребителями, так и не быть ими. Например:
Также выделяют сегменты B2B (бизнес-бизнес) и B2C (бизнес-клиент). Первый стабильнее и больше опирается на цифры и факты, второй динамичнее и эмоциональнее, но есть и другие особенности.
Определяем и анализируем целевую аудиторию правильно.
Чтобы составить портрет среднестатистического потребителя, нужно выяснить:
После сбора этих данных прояснится целевая аудитория рекламы и компании в целом – с кем, на каком языке и где говорить.
Как искать информацию? Через анкетирование, интервью, опросы и собственные маркетинговые исследования:
На основе этих данных портреты и аватары клиентов формируются детально, с учетом их боли, явных и скрытых мотивов покупки. Это поможет при составлении офферов и разработке рекламных кампаний.
ЦА оценивают по таким критериям:
Теперь выявляем типы целевой аудитории, составляем портреты под каждый из них и разбираемся, в чем их отличия.
Следующий этап – сегментируем потенциальных потребителей на основе того ядра информации, которое уже собрали.
Основные принципы и критерии:
Чтобы такая разбивка приносила плоды, выделите минимум 3 сегмента своих потребителей. Подойдет метод Марка Шеррингтона, получивший название 5W.
What? (что?) – что вы предлагаете конкретно (товар, услуга).
Who? (кто?) – кому вы предлагаете услугу или товар, кто их покупает (возраст, пол, доход и т.д.)
Why? (почему?) – для чего выделенный сегмент аудитории покупает вашу услугу или товар, чем руководствуется (цена, конкретные характеристики, другой вариант).
When? (когда?) – в какой момент ваша продукция покупается (сезон, определенные события в жизни, раз в неделю/ квартал/ год и т.д.).
Where? (где?) – по какому каналу происходит покупка, где именно аудитория видит, приобретает ваши товары и услуги, где забирает заказ.
Выбираем сегменты целевой аудитории по алгоритму:
Пример сегментов аудитории парикмахерской:
Сегмент 1: девушки и женщины 18-30 лет, холостые или в отношениях, с доходом средним или выше среднего. Они хотят хорошо выглядеть, следят за трендами, склонны принимать спонтанные решения.
Сегмент 2: девушки и женщины 30-60 лет, замужние или свободные, с 1-3 детьми. Они хотят оставаться привлекательными, интересуются скидками, уделяют повышенное внимание соотношению «цена-качество» и планируют запись заранее.
Сегмент 3: мужчины 18-60 лет, холостые или в отношениях, доход средний или выше среднего. Они не привыкли экономить на себе, редко экспериментируют с внешним видом, ценят комфорт и сервис.
Совет
Ищите золотую середину.
1.Не ленитесь детализировать. Слишком обобщенная и размытая характеристика целевой аудитории ведет к неоправданной трате денег на рекламу, а то и банкротству.
2.Не усердствуйте с детализацией. В большом количестве портретов и подтипов целевой аудитории вы погрязнете — не усложняйте себе работу излишними подробностями.
В результате получится подробный портрет аудитории с чертами всех типичных представителей. Так вы визуализируете и «разбираете на атомы» каждый сегмент, чтобы понять, чего люди ждут, в чем нуждаются и какие возражения у них возникают.
В идеале нужно провести анкетирование каждого сегмента. Но можно обойтись разведкой у конкурентов, онлайн-анкетированием, сбором данных из соцсетей.
Изучаем все: потребности, возможные аналоги вашему продукту и как происходит выбор. Учитываем даже то, каким способом оплаты эти люди пользуются, какую музыку слушают, кто для них авторитет и почему.
Приведем пример портрета клиента онлайн-курса по развитию бизнеса: мужчина-предприниматель 35 лет, москвич, имеет стабильный доход, но недоволен жизнью – нет времени на себя и семью. Он готов выложить круглую сумму за обучение и ценит сервис. Для него важен статус. Цель – увеличить доход, делегировать и выстроить систему, которая будет работать без его участия. Он ищет конкретику, а результаты измеряет в цифрах и фактах.
Грамотно проработанная целевая аудитория сайта выводит бизнес на новый уровень. С этой информацией вы сможете:
Последний пункт реализуется с помощью Индекса соответствия — affinity index. Этот инструмент показывает, насколько канал контакта соответствует интересам и привычкам сегмента аудитории. Пример: в TikTok больше сидит молодежь, но ее не встретить в Одноклассниках, а пенсионерам все еще ближе телевидение, чем интернет-серфинг.
Чем раньше вы займетесь портретированием целевой аудитории, тем ярче будет результат и тем быстрее вы его добьетесь.